Первый документальный запуск двигателя с воспламенением от сжатия был зафиксирован в 1897 году, когда немецкий гений-изобретатель Рудольф Дизель смастерил свой первый одноцилиндровый агрегат.
Сначала такой двигатель был хорошо воспринят в тяжелой промышленности и производстве грузовиков, поскольку выдавал неплохую экономичность и высокие показатели крутящего момента, что имело ключевое значение при движении набитого под завязку грузовика в гору.
Первой легковой машиной с дизельным двигателем стал Citroen Rosalie в 1933 году. Немногим позже этому примеру последовал Mercedes со своим красивым и редким в наши дни 260D.
К концу 1950-х годов преимущества установки на дизельный двигатель турбины были в полном объеме оценены на грузовиках и судах.
В 1963 году Rover построил несколько 2,5-литровых 4-цилиндровых двигателей для использования на компактных легковых автомобилях, но так и не запустил их в массовое производство.
Прошло еще 15 лет, прежде чем первый турбодизель появился на серийном автомобиле. Это был Mercedes-Benz 300 SD. Почему же эта технология целых 15 лет добиралась до автоиндустрии?
Возможно, кто-то сумел получить финансовую выгоду, подавляя более эффективные технологии с целью продажи большего количества бензина. Конкретные имена называть не будем.
Однако хватит уроков истории и теорий заговоров. В заголовке статьи красуется слово "удовольствие", а об этом пока и речи не было. Итак, можно ли получить бурю эмоций от дизеля?
Это очень часто задаваемый вопрос, поскольку концепция турбодизеля серьезно продвинулась со времен медленного Mercedes 300 SD. Производительность не была основной задачей, а вибрация дизелей из 90-х годов разрушала утонченность многих моделей.
В конечном итоге дизели были приняты мейнстримовыми покупателями не очень радушно, хотя в плане экономии топлива и представляли очевидное превосходство над бензиновыми конкурентами.
Некоторые автопроизводители пытались и до сих пор пытаются продавать некоторые дизельные автомобили как спортивные. Неужели это может быть правдой?
Учитывая, что более 50% новых автомобилей, проданных в Европе, оснащены дизельными двигателями, производители сделали для себя правильный вывод: люди на самом деле любят ездить на своих дизельных авто.
Высокоэффективный дизель - вещь достаточно новая. Только две компании сегодня трудятся над приданием дизелю доли спортивности - BMW и Audi, причем BMW стал первым автопроизводителем, сделавшим поистине спортивный дизель.
В 2008 году они представили модель 123d, отличительной чертой которой был сочно звучащий двухлитровый дизель твин-турбо, выдающий 204 л. с. и 400 Нм крутящего момента.
Специально разработанная для спортивности твин-турбо установка позволяла двигателю раскручиваться намного дальше, чем традиционные турбодизели, выдавая максимальную мощность при 4 400 об/мин.
Высокая мощность и крутящий момент в сочетании с заднеприводным шасси BMW и компактными габаритами превращали машину в истинное удовольствие где-нибудь на пустынном шоссе на рассвете, где ничто не отвлекает вас от вождения - даже топливо, которого теоретически хватит на целых 883 км, если брать средний расход 4,5 л/100 км.
123d - интересный вариант, который не обделен скоростью - отметку в 100 км/ч он достигает менее, чем за 7 секунд. Однако справедливо сказать, что он недостаточно мощный, чтобы быть спортивным.
Итак, куда же мы отправимся за более спортивным дизелем? Все в тот же Мюнхен, так как у BMW появилась новая задумка. Речь идет об их новом трехлитровом рядном шестицилиндровом три-турбо (!) с 381 л. с. и 740 Нм, которые буквально катапультируют полноприводный M550d до 100 км/ч за 4,7 секунд - всего на 0,3 секунды медленее, чем стандартный M5. Поразительное достижение!
Машина, которая тягается со спорткарами, по всей логике не должна быть такой экономичной, комфортабельной и изысканной. Если конструкция три-турбо надежна и выдержит испытание временем, то эту машину можно будет назвать совершенной.
Спортивный дизель - это не тема для обсуждения с коллегами за чашечкой кофе. Все гораздо серьезнее. В BMW действительно поработали на славу. По их следам уже идет Audi, предлагающий свой новый 313-сильный BiTDI V6. А вообще рынок открыт для всех, кто еще не успел запротоколировать свое присутствие.
Читайте также
Обозреватели Autoevolution свято уверены, что за дизелями будущее спорткаров. То, что мы сегодня называем дизельными двигателями, изначально работало на арахисовом масле.
Позже дизель был принят как более дешевая и имеющаяся в изобилии альтернатива в пост-нефтяном мире, а мы уже сыты по горло нефтяными компаниями и их господством.
Поэтому когда нефть иссякнет, мы будем вынуждены пересесть за руль электромобилей, заряжаемых из розеток (будем надеяться, что будущее будет более интересным).
Когда мы будем ездить на электрокарах, мы будем скучать по переключению передач и звуку надлежащего ДВС. У нас пропадет чувство, что мы управляем чем-то живым, поскольку электротяга притупляет весь процесс.
А дизельный двигатель будет работать на всем, что имеет маслянистую структуру и горит, и уже сейчас можно успешно создавать альтернативные виды топлива для нынешнего поколения дизелей.
В будущем без нефти мы сможем получать удовольствие и от автомобилей с ДВС. И все благодаря изобретению Рудольфа Дизеля из далекого 90-х годов 19 века.