Нынешний мировой финансовый кризис ведет к глобальному переделу в автопроме. Впрочем, он станет лишь одним из многих, пережитых отраслью. За более чем столетнюю историю автомобильного мира уже неоднократно создавались и рушились международные альянсы, рождались и уходили в небытие легендарные марки. А уж американских автомобилестроителей этим и вовсе не удивишь: в первой половине XX века они повидали и не такое.
Рубеж XIX-XX веков – время повального увлечения автомобилем. Особенно в охочей до всего нового и предприимчивой Америке. После того как братья Чарльз и Фрэнк Дюреа прокатились осенью 1893 по улицам Спрингфилда на своей первой в американской истории бензиновой безлошадной повозке, за создание самодвижущихся экипажей взялись буквально все, кому не лень. От каретных дел мастеров вроде Anderson и Brewster до производителей сельскохозяйственного оборудования типа Marmon.
Трудно поверить, но в период между 1896 и 1930 годами в Соединенных Штатах Америки было зарегистрировано свыше 1800 автомобилестроительных компаний!
Естественный отбор прошли далеко не все. Кто-то разорился практически сразу. К примеру, Coates-Goshen (1908-1910) – небольшая фирма Джозефа Коатса, успела сделать всего около 30 машин, пока пожар полностью не уничтожил здание фабрики.
Другие, как например, American Electric (1899-1902), Bates (1903-1905), Lyman & Burnham (1903-1904) и сотни им подобных компаний, имена которых известны сегодня лишь специалистам-историкам да немногочисленным энтузиастам, просуществовали лишь несколько лет, выпустив одну-две модели. Уж больно сильна была в те годы конкуренция.
Многие пали жертвами слияний и поглощений, войдя в состав более крупных и успешных компаний, которые, впрочем, тоже скоро канули в Лету. Весьма показателен пример чикагской фирмы Reliable Dayton Motor Car, выпускавшей в 1906-1909 годах двух- и пятиместные авто, позиционировавшиеся как ''первая реальная замена лошади''. Громкая реклама, впрочем, не помогла: разорившуюся компанию приобрели земляки из F.A.L. Motor Co. Однако и их производственное счастье было недолгим. В 1913 году компания перерегистрировалась в F.A.L. Auto Co., а весной 1914-го пошла с молотка.
От подобных превратностей судьбы не застрахована не только мелкая рыбешка, но и киты вроде Locomobile Company of America (1899-1922). Начав с производства паровых экипажей, Locomobile превратилась в люксовый бренд: модель 40 Runabout 1908 года стоила 4750 долларов – свыше 100 тысяч долларов в нынешних деньгах. И все же на третьем десятилетии жизни компания пришла в упадок.
Спас марку легендарный основатель General Motors и Chevrolet Уильям Дюрант, приобретя ее с ликвидационных торгов. В составе Durant Motors (1921-1933) Locomobile соперничала с Rolls-Royce и Pierce-Arrow до 1929 года, пока разразившийся биржевой кризис и последовавшая за ним Великая Депрессия не свели продажи на нет.
Печальную судьбу Locomobile разделили вскоре и другие марки ''империи'' Дюранта (Flint, Durant, Star, Rugby). А сам ''император'', скончавшийся в 1947 году, скромно доживал последние годы в городе Флинт в качестве менеджера местного боулинга, существуя на пенсию, назначенную благотворительным фондом Альфреда Слоуна пополам с GM.
Впрочем, Дюранту, с позволения сказать, еще повезло. Во всяком случае, разорившись, он не покончил с собой, как это делали тогда многие бизнесмены. Скажем, Альберт Рюссель Эрскин, поставивший в 1933 году компанию Studebaker, президентом которой он был с 1915 года, на грань банкротства, застрелился. Сама же Studebaker смогла пережить кризис, прославилась в СССР своими легендарными грузовиками, у которых против отечественной продукции ''мотор втрое'', и тихо ушла с автомобильного рынка в 1966 году.
Упомянув о грузовиках, нельзя обойти вниманием другого их известного производителя – REO Motor Car Company, просуществовавшего в этом качестве до 1975 года. Тем более что сконцентрироваться на грузовых автомобилях, полностью отказавшись от легковых, компанию заставила именно Великая Депрессия. А ведь в 1905-1936 годах REO выпускала в основном легковушки. И очень неплохо себя чувствовала, входя в 1907 году в четверку наиболее прибыльных американских автомобилестроителей. Производя машины средней ценовой категории, REO оставалась прибыльной до 1925 года, пока руководство не затеяло экспансию в другие рыночные сегменты. Связанная с этим масштабная реорганизация повлекла серьезные убытки. А тут и ''черный вторник'' подоспел…
В числе жертв тяжелейшего кризиса в истории США такие известные люксовые бренды как Auburn (1900-1937) и Duesenberg (1913-1937), Du Pont (1919-1931) и Stutz (1913-1935). Мартиролог можно было бы продолжить, но справедливость требует помянуть менее пафосные марки вроде Chandler (1913-1929), Davis (1908-1929) или Detroit Electric.
Читайте также
О последней в силу специфики ее продукции – чуть подробнее. На заре американского автомобилестроения электромобили были едва ли не популярнее машин с двигателем внутреннего сгорания. Однако с совершенствованием ДВС и падением цен на бензин их производство постепенно угасало. Тем не менее, электрокары Detroit Electric, выпускавшиеся Anderson Electric Car Company с 1907 года, пользовались спросом до самого банкротства компании, в конце 1929 года (в списке клиентов значились Томас Эдисон и жена Генри Форда, Сара). А производство по спецзаказам продолжалось до начала 1936 года.
Как ни странно, сама по себе Великая Депрессия, повлекшая глобальный спад в автомобилестроении, стала фатальной лишь для относительно небольшого числа производителей. Однако ничего удивительного в этом нет: просто к ноябрю 1929 года подавляющее большинство компаний из вышеупомянутого внушительного списка уже стало достоянием истории.
Нынешний мировой кризис хоть и несет некоторые черты катастрофы 80-летней давности до ее масштабов, слава богу, не дотягивает. Однако и американский автопром сегодня – это, по сути, лишь три крупные компании, активно теснимые напористыми азиатами. Отступать, как говорится, некуда.
Впрочем, богатый опыт выживания, накопленный в годы Великой Депрессии, наверняка поможет производителям выстоять и в эти тяжелые времена. Без автопрома Америка не останется. А каким он будет, покажет ближайшее будущее.
Фото: ghosttown24.com, eaaev.org, fartoomuch.info