Чтобы рассказать о "ксеноне" и светодиодах, компания Philips собрала группу журналистов на своем заводе, который расположен в немецком Ахене
Привычные "галогенки", ксеноновые лампы или новомодные светодиоды... Попробуем, хоть немного, узнать устройство этих источников света.
С галогенными лампами все просто: в стеклянной колбе имеется пара электродов, между которыми натянута вольфрамовая ниточка, которая светится при прохождении тока.
А поскольку вольфрам имеет свойство испаряться, колба сделана герметичной, а внутрь нее закачана газовая смесь на основе галогенидов (отсюда и название — "галогенка"), которая "осаждает" вольфрам обратно на нить.
В общем, по сути, это обычная лампа накаливания, которыми мы пользуемся в быту, только для большей долговечности заполненная газовой смесью.
Ксеноновые лампы, которые правильнее называть газоразрядными, устроены кардинально иным образом.
Да, здесь тоже есть колба и два электрода, вот только никакой нити нет — свечение дает электрическая дуга, "разжигаемая" между электродами.
Если проводить бытовую аналогию, то "ксенон" напоминает... электросварку. Теперь понятно, почему ксеноновый свет такой яркий?
Для справки — величина светового потока газоразрядной лампы составляет 3200 против 1500 лм у обычных "галогенок".
Глядя на эти цифры, даже людям, не смыслящим в законах оптики, должно быть понятно, что ксенон (этим газом как раз и заполнена колба газоразрядной лампы) светит вдвое ярче.
Но если "ксенону" прочили стать убийцей "галогенок", то сами газоразрядные лампы могут стать жертвой высоких технологий — на смену газоразрядному свету приходят диоды.
Хотя, правильнее сказать, подкрадываются, поскольку пока хорошие диоды для ближнего света автофар светят на уровне галогенных ламп, притом капризны и дороги. Насколько дороги? Говорят, что две фары стоят больше 2500 евро!
А что касается капризов, то современный светодиод не только требует крупного отражателя (что увеличивает размеры фары), но и нуждается в охлаждении.
Так что пока массового перехода головной автомобильной оптики на светодиоды ждать не приходится.
Что же, все будут поголовно ездить с "ксеноном"? Не торопитесь с выводами. Во-первых, ученые всерьез занимаются проблемами светодиодов и наверняка создадут мощный и недорогой источник света, пригодный для автомобильный фар.
А во-вторых, и "галогенки" еще послужат! На заводе Philips нам показали интересные лампы, которые выпускаются серийно: вроде обычный "галоген", а светит почти как "ксенон". В чем секрет?
Оказывается, если заполнить галогенную лампу хитрым составом газов на основе ксенона, получится источник света, который светит вдове мощнее и вдвое дольше обычной лампы. Чудеса? Нет, лампы Philips X-Treme Vision, которые продаются в любом автомаге.
Над "ксеноном" специалисты Philips тоже работают. Мы говорили, что в таких лампах свет излучает дуга между электродами. Но чтобы разжечь дугу, нужно напряжение в 25 тысяч вольт переменного тока!
Для создания такого мощного импульса нужен так называемый стартер, он же блок розжига. А еще нужен корректор, который бы автоматически менял положение фары, когда машина движется по неровностям, чтобы не ослеплять встречных водителей (понятно, что на китайском "ксеноне" никаких корректоров нет).
Так вот, и стартер, и корректор удалось сделать такими миниатюрными, что "ксенон" в сборе легко умещается на ладони! Хотя раньше эти элементы занимали немало места...
Читайте также
В общем, про автомобили ближайшего будущего скажем уверенно: освещать себе дорогу они будут всеми типами источников света — "галогенками", "ксеноном" и диодами.
Первые останутся прерогативой недорогих машин, где установка других источников света не оправдана экономически.
Газоразрядные лампы из-за сложной конструкции и дороговизны компонентов будут устанавливаться на роскошные автомобили премиум-сегмента, а самые дорогие и самые модные авто станут щеголять светодиодами, как это сегодня делают Audi R8 и Nissan Leaf.
А сейчас светодиодам поручают только вспомогательные задачи: они играют роль стоп-сигналов, поворотников и дневных ходовых огней.
И еще! Послушав инженеров Philips, мы окончательно поняли: "ксенон" китайского производства — зло. И не потому, что голландская компания хочет очернить конкурентов.
Просто производство газоразрядных ламп — процесс весьма сложный и дорогой, наладить который в кустарных условиях можно только на самом примитивном уровне.
Да и понятия автоматического корректора, цветовой температуры и фокусного расстояния, не зная которых, невозможно сделать хорошую фару, китайцам, видимо, тоже неведомы.
Потому и слепят остальных водителей поклонники дешевой китайской оптики, не понимая, что это крайне опасно...
Иван Щербаков
Фото: Getty Images и АР