Вопрос, насколько Skoda независима от материнского Volkswagen, и можно ли считать ее модели исконно чешскими, по-прежнему рождает споры и пересуды.
В рамках недавнего визита в Чехию корреспонденту удалось побеседовать с Иржи Ходачеком, дизайнером по экстерьеру Skoda Auto. В числе прочих обсуждалась и данная тема.
- Скажите, г-н Ходачек, как рождается экстерьер новых автомобилей Skoda? Наверное, применяя самые совершенные компьютерные технологии, особого вдохновения и не требуется?
- Первоначальные свои идеи я реализую на бумаге. Скажу сразу – далеко не все в нашем дизайн-отделе работают таким "дедовским" образом. У каждого из моих коллег собственный стиль, и в основном, он действительно привязан к компьютеру.
Я же считаю, что тонкая почти папиросная бумага, которой пользуюсь каждый день, помогает более эффективно работать. Да и так оно мне проще.
Бумага – вспомогательный инструмент для того специалиста, кто позже будет работать над пластилиновым макетом автомобиля. Когда бумажный рисунок будет готов, его сканируют и переводят в цифровой формат.
Несмотря на мою любовь именно к бумажной схеме работы, искренне считаю, что компьютерный метод дизайнерских разработок интереснее – его можно быстро раскрасить и внести тени, добившись тем самым 3D-эффекта.
И здесь очень важно подчеркнуть все контуры автомобиля и его малейшие детали. Кроме того, нельзя забывать о фоне, на котором смотрится автомобиль. Если что-то не нравится, всегда можно стереть на экране и вернуться к исходнику.
Но повторял и повторяю: в дизайнерской работе важен не столько процесс, сколько итог, результат.
Читайте также
- Коллеги из Volkswagen AG оказывают на вас какое-либо давление? Все же главные акционеры и, если так можно выразиться, главные "заказчики музыки"?
- Никакого давления мы не ощущаем. Просто существует определенная установка, чтобы автомобили разных марок, которые производятся в рамках одного концерна, не конкурировали между собой. И это, я считаю, правильно.
Разработав тот или иной дизайн новой модели Skoda, первым делом мы его представляем своему совету директоров, а уже после одобрения демонстрируем руководству головного концерна.
- И как часто Volkswagen, простите, "зарубает" ваши идеи? Даже если, скажем, топ-менеджмент Skoda Auto их одобрил?
Как правило, мы не знаем стратегической политики Volkswagen AG. Не могу сказать, что нас "зарубают" на корню. Скорее, повторюсь, дают ценные рекомендации, в каком направлении нам следует развивать свои идеи.
Volkswagen AG просто регулирует поток, следит преимущественно за техническими параметрами новых Skoda и маркетингом. Дизайн представляется в самой первой фазе разработки нового автомобиля и, конечно, всегда он корректируется, как правило, незначительно.
У нас есть своя стратегия, которой мы придерживаемся на протяжении всего процесса разработки автомобиля.
- Означает ли ваш ответ, что все нынешние модели Skoda – на 100% имеют чешские корни дизайна?
Совершенно верно. Мы ориентируемся на своего потребителя, которого четко представляем и хотим удовлетворить все его требования. Важно, чтобы наша концепция дизайна покрывала все сегменты клиентских запросов. Это непросто, но мы к этому стремимся.
- Принимается ли в расчет экономика дизайн-проекта? Ведь свои же инженеры могут не согласиться с вашими взглядами…
- Мы не рисуем воздушные замки. Когда команда приступает к работе, не делается что-то такое, чего не возможно будет воплотить в жизнь. То есть мы изначально знаем, какие требования к нам предъявляются.
Если возникают те или иные недопонимания с инженерным корпусом, начинаем активнее работать сообща.
- Я непросто так затронул эту тему. Известно, какие повышенные требования предъявляет сегодня Евросоюз к защите пешеходов.
На практике это означает, что передняя часть новых моделей машин должна быть к ним максимально "дружелюбной". И зачастую – в ущерб красивому и модному дизайну. Так ведь?
- Абсолютно верно. Последнее время мы вынуждены сверять свои действия с предписаниями ЕС в области автомобильной безопасности. Это требование жизни. Охрана пешеходов сегодня во многом определяет пропорции передней части автомобиля.
Нередко нам приходится переделывать свои пластилиновые макеты, причем в масштабе 1:1. Хочешь ты того или нет, но процесс борьбы всех и со всеми в нашей работе неизбежен.
- Какие автомобильные марки вам импонируют больше всего? Естественно, с точки зрения дизайна?
- Стараюсь не привязываться к какому-то конкретному автодизайну. Сначала выбираю идею и всячески пытаюсь ее реализовать на практике. В противном случае, я загоню себя в определенные рамки, и тогда будет крайне непросто выбраться из этой клетки. Идея превыше всего.
- Но ведь на дворе век информации. Волей-неволей приходится видеть результат работы коллег из других автокомпаний. Сейчас я вас спрашиваю не столько как дизайнера, сколько как простого человека, интересующегося автомобилями – какие машины вам более всего по сердцу?
- Лично у меня в повседневной эксплуатации служебная Skoda Octavia Combi. Я на полном серьезе считаю себя "комби-человеком". Однако, с самого детства, лет этак с 12-ти, я мечтал о Porsche.
Уверен: каждый нормальный мужик должен хотеть эту марку. Но я не был бы дизайнером Skoda Auto, если бы не сказал, что самые красивые автомобили выпускают в Чехии.
- Большая ли команда дизайнеров в Млада Болеслав?
- У нас 5 подотделов, включая отделочно-цветовой и компьютерный цеха. Команда международная, в которой работают специалисты 20 национальностей. Есть и двое русских, они заняты разработкой экстерьера. Всего же около 100 человек. Приличная цифра.
- У Skoda очень симпатичные ретро-модели. Может, есть смысл внимательнее всмотреться к их пропорциям, дабы почерпнуть что-то полезное для разработки будущих бестселлеров?
- Я с вами согласен. Мы периодически заглядываем в свой музей. Но, честно скажу: это – мертвое море. Время тех машин ушло, и ушло безвозвратно. Мы не хотим упрощать себе работу, копируя тем или иным способом ретро-машины. Пусть даже и такие красивые.
- Тогда ответьте: как, по вашему мнению, будет развиваться автомобильный дизайн в будущем? Какие линии кузова будут в приоритете – граненые или же плавно-обтекаемые, как у "героев вчерашних дней"?
- У каждого автопроизводителя своя философия, поэтому говорить о глобальной концепции трудно. Однако, существуют определенные правила (та же забота о пешеходах), параметры которых должны беспрекословно соблюдаться.
Будущее Skoda – ярко выраженные кромки и при этом плавность перехода, простота плюс философия "iPod на колесах". Это чисто наше видение. Важна чистота линий, навороты не имеют большого значения.
Иван Братуха
Фото: Getty Images