Руль – неотъемлемая часть дизайна салона и управления автомобиля. На заре автомобильной эры он напоминал ручку механической кофемолки.
Лишь в 1905 году на автомобиле Vauxhall эту ручку заменил полноценный, привычный для нас руль. Это было изобретение французского конструктора, автогонщика и владельца автомобильной фабрики Эмиля Левассора.
Читайте также
Рули тех лет имели четыре спицы. Лишь фирма Renault упорно устанавливала на свои автомобили пятиспицевые рули. Переход на трехспицевые "баранки" потребовал много времени, и впервые они появились в Америке в конце 20-х.
Послевоенные годы принесли элегантный двухсекционный руль с хромированным ободком включения звукового сигнала. А настоящей сенсацией стал односпицевый руль Citroen. При этом рулевое колесо по прежнему было деревянным кругом на металлической основе. И следующие два десятилетия мало что изменили - разве что руль стал чуть меньше в диаметре, а количество спиц вирировалось от одной до четырех. Эволюция продолжалась, и в начале восьмидесятых на руле появились кнопки и переключатели.
В этом явственно ощущалось влияние автоспорта и в первую очередь чемпионатов Формула 1. Именно в автоспорте - электронные системы требовали активного участия гонщика. Ему во время гонки требовалось управлять балансом тормозов, концентрацией топливной смеси и параметрами активной подвески. Именно поэтому современное рулевое колесо болида представляет собой не только легкую и прочную конструкцию из углепластика и алюминия, но и содержит последние достижения в области электроники.
И вот, очередной новый виток в эволюции руля. Пока произойдет в автоспорте. Новые требования к рулевому колесу болида Формулы-1 впервые будут применены в ближайшие выходные на трассе гонки в Австралии. Подразумевая повышение безопасности гонщика, рулевое колесо претерпевает кардинальные изменения.
Если раньше рулевое колесо имело только три кнопки: для включения нейтральной передачи, для подвода питьевой воды пилоту через трубочку и управления радио. То сегодня, с развитием электронных систем, водитель имеет возможность, используя кнопки и переключатели, выполнить до 747 операций.
Иными словами, руль превращается в "игровой" высокотехнологичный джойстик. Причем набор дисплеев, кнопок и переключателей строго регламентирован, а компоновка у каждой команды может быть своя. Стоимость такого руля порой доходит до 50 тысяч долларов.
Еще одно новшество - руль должен сниматься не менее, чем за пять секунд. Пилот, покидая болид, обязан забирать его с собой. От упора до упора рулевое колесо вращается только 3/4 оборота, поэтому руль перестал быть круглым.
Изготавливают его по новейшим технологиям с применением углеродного волокна, алюминия, титана, стали, каучука и пластмассы. При этом его вес не превышает одного килограмма. В течение сезона для каждого пилота производится как минимум семь-восемь рулей. Чтобы изготовить это чудо техники требуется 100 часов сборки.
Фото: АР