Рассуждения психологов о влиянии черт характера на выбор транспортного средства уже набили оскомину, тем более что выбор марки, модели или цвета ограничен нередко объективными обстоятельствами. А вот стиль вождения довольно часто выдает психологические проблемы водителя. Эти проблемы, помноженные на неустойчивость навыков вождения и общую амбициозность героев пробок, создают неповторимый букет психопатологии. Вот несколько примеров.
Стиль "Овца" — старается ехать аккуратно, но всем мешает, потому что не знает, куда ее отнесет очередное пугливое шарахание. При движении по прямой едет неторопливо и вроде бы сносно, драматизация обстановки начинается при перестроении. "Овца" включает поворотник, замедляется, не верит, что ее пропускают, требует подтверждения не только фарами, головой или руками, но и всеми частями тела, ждет полной остановки потока и только затем, озираясь, перетаскивает тушку своего автомобильчика в соседний ряд.
Испуганно тормозит в повороте, продолжает замедляться даже при выходе на прямую, только потом вяло ускоряется, надеясь, что не успеет проехать светофор на зеленый. Мы пишем в женском роде, но это не обозначает, что этот стиль присущ только женщинам.
В мужском варианте (назовем его "Жертвенный Баран" все может быть еще более трагично: эти особи отчаянно вскакивают в поток, вращая рулем и глазами, с восторгом замечают фуру, под которую можно броситься... Начинают метаться, сбивая всех с толку, услышав сердитый гудок, тормозят до полной остановки, провоцируя инсульты, инфаркты, экстренное торможение до запаха паленой резины.
Оба варианта — классическая позиция "жертвы". Эти люди почти осознанно вызывают агрессию по отношению к себе, изображая робкого ангела, случайно оказавшегося в аду магистралей. Психологические проблемы: неуверенность в себе. Несмотря на видимую слабость и склонность к попаданию в неприятности, эти люди обожают манипулировать, вызывая жалость и сочувствие у одних и активную ярость у других. Им не удается построить полноценных открытых отношений с другими людьми, поэтому они довольствуются "милостыней"...
Стиль "Летчик-испытатель" — полностью сконцентрирован на своем транспортном средстве, горд им до невозможности (неважно — есть ли реальный повод для гордости). В поездке он по максимуму использует характеристики машины, активно разгоняется, игнорируя погоду, природу и поток других автомобилей, тут же активно тормозит, обнаружив, что разгоняться некуда.
Или пытается изобразить управляемый занос в тихом переулке, перепугав всех детей и бабушек, вызвав нездоровый интерес у местных собак поскуливанием покрышек. Ревущий звук мотора приводит его в восторг и если бы не сплошные препятствия вокруг. Зависнув в очередной раз на бордюре какого-нибудь газона или пробив ограждение, он начинает мечтать о следующей, более совершенной машине, которая полностью удовлетворит его страсть к испытаниям и экспериментам.
Психологические проблемы: трудности в общении, поиск опоры в "технологиях" и "алгоритмах", возможны проблемы с сексом, в установлении контактов с противоположным полом. Эти люди не доверяют себе, постоянно ищут волшебные рецепты, очень любят посещать всяческие тренинги и лекции. Только никак не могут найти ту волшебную концепцию, которая, наконец, заставит их жизнь засиять яркими красками.
Стиль "Челнок-шнуровщик" — пытается обогнать поток, независимо от обстоятельств, не включая поворотника, перестраивается через несколько полос, не хочет ни одной секунды стоять, с удивлением видит, что все, кого он обогнал, оказываются рядом или даже впереди. Но — неважно. Для него главное — движение, он первый выскакивает на обочину, суется также и на встречку. Главное, чтобы ехать, ехать, ехать.
Психологические проблемы: избыточная тревожность, которая многократно усиливается, если ситуация без динамики, если чего-то не происходит, что должно происходить, такие люди буквально не могут ни секунды находиться в ожидании, ужасно боятся опоздать, не могут стоять в очереди. Чаще всего это свойство личности, такие люди тяжелы и для себя и для окружающих.
Стиль "Крутой ездок". Выхлопная труба грузовика направлена в лицо едущим сзади, чтобы сразу все поняли. Не переносят, когда их кто-то обгоняет, "лечат" тормозами, мечтательно подставляя зад. Все мешают, всех надо учить.
Все должны уступать и разбегаться при виде его "суперкара", разве непонятно, что едет "главный"? При первой возможности они агрессивно сигналят, почти идут на таран. Им не нужна мигалка, она у них встроена в мозг.
Психологические проблемы: большие проблемы с самооценкой, невротический страх "неуспеха" или элементы психопатии, часто терпят поражение именно из-за избыточной мотивации к победе. Вместо демонстрации достижений они демонстрируют агрессию и высокомерие — авось никто не заметит, что король-то голый.
Стиль "Флегматичный ботан". Приметы: как правило, в очках и в шапке любого фасона, вне зависимости от возраста, может быть дополнительно замотан шарфом до носа. Едет "с гордо поднятым задом", невзирая на трудности и окружающие машины, неторопливо движется к поставленной цели, спасайся, кто может. Не задается вопросом, какая дорога главная, иногда нехотя реагирует на сигналы светофора, остальные знаки и разметки считает недостойным его внимания.
Психологические проблемы: шизоидность вплоть до игнорирования окружающей действительности, погруженность в самого себя, привычка "незаслуженно получать удары судьбы" и окончательный разрыв с реальными событиями.
Возникает справедливый вопрос: а есть ли психиатрически нормальный стиль вождения? Есть, безусловно. Не то чтобы эти люди без проблем, но они привыкли решать их по-другому, не на дороге, где и без того хватает сложностей.
Читайте также
Стиль "Профи" — движется немного быстрее потока, никому не мешает, редко пользуется педалью тормоза, мягко маневрирует, рассчитывает скорость, чтобы проезжать светофоры без остановки, великодушен, помогает другим водителям исправлять ошибки. В результате — приезжает быстро, без проблем и избыточного экстрима. Пассажирам комфортно, едущим рядом — приятно и безопасно. А еще это красиво.
Ольга Заярная, Михаил Булгаков
Фото: clipart.com, SHB