В своем поведении пешеход подобен леммингу в стае. Это не слова раздраженного водителя, а вывод ученых, опубликовавших недавно солидное экологическое исследование.
Впрочем, всем, кому под колеса бросались пенсионерки, мамы с колясками или рассеянные студенты, сочтут вывод исследователей из Великобритании и Германии глубоко верным. Переходящие проезжую часть на красный свет светофора или в запрещенном месте группы людей— проблема, представить суть которой можно без всяких представлений о биологической науке.
На бытовом уровне кажется, что эта тема, которой посвящена научная статья в журнале Behavioural Ecology, проста и понятна— но простота эта кажущаяся. Почему люди переходят дорогу там, где ее переходить не следует?
Спеша и не желая опаздывать? Это убедительно, но лишь до тех пор, пока не учитывается высокий риск— только в России такая экономия максимум полутора минут приводит к десяткам тысяч в год ( 15 тысяч аварий по вине пешеходов только с начала 2010 года по октябрь месяц).
Получается, что поведение людей в определенном смысле опровергает у них наличие разума, так как в подавляющем большинстве случаев экономия времени абсолютно не оправдывает риск. Причем риск, который вполне нагляден: большинство читателей наверняка либо было свидетелями ДТП, либо лично знакома с пострадавшими.
Почему наделенные интеллектом существа совершают глупые поступки? Так, в переводе с биологического английского на понятный русский, сформулировали тему своей работы авторы исследования. Они даже нашли возможный ответ на этот вопрос и смогли проверить его правильность на практике— с удовлетворительным результатом.
Сила подражания
Экономия времени оказалась далеко не критичной. Основной фактор, толкающий людей под колеса, это подражание соседям. Анализ видеозаписей, сделанных на одном из пешеходных переходов в Лондоне во время часа пик, показал что вероятность выйти на проезжую часть вырастает примерно вдвое (от 1,5 до 2,5 раз) если перед этим вперед побежал кто-то другой.
Понятно, что для третьего пешехода эффект будет тот же— и это запустит своего рода цепную реакцию, "столкнув" с тротуара тех, кто еще были готовы дождаться зеленого сигнала светофора или промежутка в потоке машин. "Делать, как все"— вот причина опасного поведения, а не просто нежелание стоять лишнюю минуту.
Интервал между разрешенными для перехода промежутками времени для светофоров составляет в среднем от одной до двух минут. Обычно табло, отсчитывающее время до включения зеленого света, обходятся двумя числами— и в большинстве случаев 1 минуты 40 секунд вполне хватает.
Осторожные и торопыги
Изучение видеозаписей с камер наблюдения так же показало, что женщины обычно более осторожны, чем мужчины. Они чаще оставались на своих местах, хотя и тоже были подвержены влиянию окружающих. Что с точки зрения биологов вполне объяснимо: у подавляющего большинства млекопитающих особи женского пола изначально более осторожны, так как для сохранения вида женская осторожность является безусловным плюсом, а для мужской половины это далеко не самое важное качество.
Еще один интересный вывод был сделан при анализе поведения тех, кто пересек границу тротуара, пробежал пару метров и вернулся. Такие люди начинали движение позже своих соседей, выбежавших в числе первых и, как считают авторы исследования, за этим может крыться принципиальная особенность— вернувшиеся тратят больше времени на оценку ситуации, но зато осознают в итоге неправильность первоначальной оценки.
Конечно, делать какие-то далеко идущие обобщения здесь было бы неразумно, но опыт ученых позволяет лишний раз задуматься о том, всегда ли плоха нерешительность в социальной сфере. Как минимум при переходе улицы получается так, что неспособность принять мгновенное решение вовсе не означает готовности слепо следовать за другими! Нерешительные люди не всегда и не везде легче идут на поводу у окружающих.
В животном мире
Интересно сопоставление поведения пешеходов с действиями животных— такое сравнение позволяет лучше понять эволюцию мозга и появление разума в целом. В интервью британскому изданию The Telegraph ведущий автор исследования Джолион Фариа приводит в пример пингвинов.
Еще более показателен пример леммингов— долгое время считалось, что эти грызуны совершают коллективные самоубийства из-за перенаселенности. На самом деле они гибнут при миграциях в силу вполне естественных причин, включая и следование за соседями через опасные места.
Пингвинам для пропитания необходимо ловить рыбу, но в воде их легко может поджидать касатка— поэтому пингвины обычно выстраиваются в ряд на краю льдины. Рано или поздно среди них появляется наиболее решительная особь, которая прыгает первой, и далее среди пингвинов начинается цепная реакция прыжков в воду.
Читайте также
Прыжки, как и выход на оживленную магистраль, опасны, но животных ведет вперед возникший в далеком прошлом простой и статистически надежный механизм. Мозг, обнаружив в опасном месте некоторое количество других особей, делает вывод о сравнительно низком риске— что чаще всего приводит к правильным выводам.
В плотной группе также меньше вероятность погибнуть при столкновении с опасностью, и по этой причине часто сбиваются в тесные косяки даже рыбы, с их достаточно примитивным на фоне птиц и млекопитающих мозгом. Иногда этот механизм дает осечку, но эволюция расставляет все по своим местам: приучившиеся бегать, плавать и летать группами гибнут несколько реже, чем одиночки.
И если вы пингвин, которому предстоит прыгать в море с касатками, то лучше следовать примеру сородичей— когда они побегут всей толпой, съедят, возможно, не вас, а парочку соседей. Но, как говорит Фалиа, рассказывая о проведенном исследовании, для человека на обочине это далеко не лучшая стратегия поведения. "Я надеюсь, что пешеходы, прочитав это, в следующий раз подумают дважды перед тем, как бежать за кем-то следом"— сказал ученый.
Алексей Тимошенко
Фото: АР