Сегодня мы отправляемся на "крайний" север нашего побережья – в Рош а-Никра. От нашего пункта сбора - "Синема-сити" - выезжаем на приморское шоссе №" 2 и на развязке Зихрон-Яков сворачиваем на дорогу№ 70.
Даже в выходные ехать через Хайфу я бы не рекомендовал. Помните, "Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает". Есть и другая причина выбора такого маршрута. По пути мы посетим сахарный завод… крестоносцев. Полакомится его продукцией, к сожалению, не удастся, но осмотреть – пожалуйста!
Но сначала небольшой исторический экскурс. Оказывается, арабы принесли в Эрец-Исраэль не только ислам. Например, они привили здесь лимон, индиго и сахарный тростник. Последний, вообще-то, был известен человечеству больше 4 тысяч лет. Считается, что сахар начал свое победное шествие с Филиппин, потом его полюбили в Индии, а уже затем, благодаря завоеваниям Александра Македонского, он проник в Грецию и далее по всему Средиземноморью. Но сюда сахарный тростник завезли и начали выращивать именно арабские купцы в VII веке. И настолько преуспели в этом, что вскоре Земля Обетованная сочилась не медом, а сахаром.
В 1099 году некий крестоносец Альбертиз Ахена с восхищением описывал любимое лакомство "святого" воинства - кусочки сладкого тростника, которые рыцари очень любили.Представьте скачущих в бой пилигримов ("крестоносцами" они стали называться лишь вXV веке), с торчащей из забрала "жвачкой" раннего средневековья. В итоге, рыцари переняли доходный бизнес и создали десятки сахарных заводов и заводиков.
Судя по всему, один из крупнейших центров производства и торговли сахаром находился в долине Звулуна, простирающейся от Рош а-Никра до Хайфы.
Технология была на самом высоком для того времени уровне. С помощью водяных колес, которые работали на речке Кзив, тростник нарубался на ветки длиной 20-30 сантиметров. Они укладывались под каменные прессы. Полученный сок поступал в высеченные в скалах отстойники и затем разливался в специальные керамические сосуды, в которых проходил процесс рафинизации. Как только сахар затвердевал, кувшины разбивали (именно по их осколкам археологи безошибочно определяют такие заводы) и готовая продукция отправлялась на склады. И уже оттуда доставлялась прямиком на корабли, в порту Акко. Именно благодаря этому товару в небольшой вроде бы город-порт слетались венецианцы, генуэзцы, пизанцы и другие любители "сладенького". Сахар был одной издвижущих сил крестовых походов.
Чтобы попасть на завод крестоносцев, надо по 70-му шоссе проехать до пересечения с дорогой № 8911 и далее еще несколько километров до указателя Хурват Манот. Здесь оставляем машины на обочине и проходим еще несколько десятков метров до вырубленных в камнях "производственных" площадей. Сохранились канальчики для водяных колес, отстойники, фундамент двухэтажного склада. Отсюда отличный вид на долину, а вокруг заросликустарника и цветущей как раз в августе колючки "синеголовник".
Полюбовались? Передохнули? Продолжаем наше путешествие. Для этого возвращаемся на 70-е шоссе и на перекрестке Ханита поворачиваем влево на дорогу № 899. Доезжаем до шоссе № 4, а там уже рукой подать до заповедника Рош а-Никра.
В переводе с иврита дословно – это - "вершина трещины". Но более привычно называть назвать эту 200-метровую карстовую пещеру гротом. К нему можно добраться на канатной дороге. Или на каяках морем – кому что нравится. Там мы полюбуемся удивительными переливами морской воды в гротах, заглянем в тоннель, прорытый, по преданию, еще воинами Александра Македонского.
В свое время англичане его расширили для прохода машин, а затем построили и железную дорогу. Хагана взорвала ее в 1948 году, чтобы задержать наступление ливанской армии и с тех пор поезда здесь не ходят. Есть, что вспомнить, о чем поразмышлять, и главное полюбоваться морским пейзажем, послушать музыку волн.
После таких красот самое время окунуться в эти самые волны. Для этого рекомендую проехать по шоссе № 4 до "Мединат Ахзив". Государство Ахзив находится возле Наарии.
Удивительное место интересно как древней, так и новейшей историй. Когда-то на этих пляжах крючконосые финикийцы собирали моллюсков для изготовления знаменитого пурпура. Затем в небольшой природной гавани был построен порт. За него сражались ассирийцы, вавилоняне, персы, македонцы и.… Да кто только не хотел владеть этим волшебным кусочком побережья. Больше всего "наследили" крестоносцы, оставившие руины замка Касал Инберт. Потом его камни легли в основу арабской деревушки.
После боев Войны за Независимость ее жители уже не вернулись, и она простояла в запустении до 70-х годов прошлого века. Тогда здесь поселился вернувшийся из веселых заморских приключений хиппи ("шанти" по-израильски) Эли Авиви.
В нем пробудился недюжинный краеведческий азарт: он начал собирать исторические реликвии. День за днем он упорно таскал выкопанные, выловленные и обмененные "сокровища" и складировал их в одном из пустовавших домов.
В итоге получилась довольно интересная коллекция, и появились первые посетители. Местным бюрократам это не понравилось, и они попытались наложить лапу на столь лакомый кусочек побережья.
Тогда Эли объявил войну! В итоге глава государства Израиль подписал с ним договор о долгосрочной аренде этой территории. Получив заветный документ, Авиви провозгласил на своей земле Независимое государство Ахзи. А еще придумал флаг, гимн и герб!Мединат Ахзив существует поныне. При обоюдном желании Эли может поставить вам в паспорт свою визу-печать
Читайте также
И это не только реликвия! Теперьвы сможете на законных основаниях пользоватьсявсеми благами государства Ахзив.Их список вывешен на въезде в это неординарное место.
Слава Ким,экскурсовод
Фото: автора