Врата рая и переселение душ
Фото:
Врата рая и переселение душ

Израильская жара нам не помеха. Современные машины оборудованы кондиционерами, и мы с удовольствием продолжаем путешествовать. Как обычно, выезжаем со стоянки "Синема-сити" на север – туда, где прохладный ветерок с Хермона освежает воздух Галилеи. По шоссе № 2 доезжаем до хорошо знакомой развязки Зихрон-Яков и сворачиваем на дорогу № 70.

Для поездки в сегодняшний пункт назначения рекомендую именно этот путь, пролегающий в стороне от больших городов и пробок. На пересечении с шоссе №№ 79 и 85 внимательно следите за указателями, чтобы не потерять нашу 70-ю дорогу. По ней продолжаем двигаться на север и вскоре на светофоре видим съезд на дорогу № 8533. Вот и нужный указатель: Кфар-Джулис. Доезжаем до круга, сворачиваем направо и через несколько минут перед нами появляется эта известная друзская деревня.

 

Историческая справка

Поселение основано в 16 веке. Существует несколько версий происхождения названия. Первая версия относится к римскому имени Юлиус, и указывает на римского диктатора Юлия Цезаря  и трех первых императоров Римской империи: Августа, Тиберия и Калигулы. Вторая версия предполагает, что название происходит от арабского слова "джалис" - "сидит". Деревня расположена на более низких холмах чем окружающие населенные пункты , и создается впечатление, что оно "осело".

Модель семейного счастья

Кфар-Джулис, кроме всего прочего, известен домом кади - Амина Тарифа, где в одной из комнат находится его могила. Другим святым местом для паломников явлется захоронения друзского святого Баха Аладдина. Но самым посещаемым местов деревни является сад - "Ган Аль-Мона". К нему ведут заметные указатели.

 

Его создал Наджи Аббас в память своих родителей - Рашида и Моны. На семи дунамах и семи уровнях вот уже 25 лет трудолюбивая семья выращивает удивительный парк, где в редкой гармонии растут деревья и кустарники всего мира. Здесь нет автоматизированной системы капельного орошения – все поливается вручную, под неусыпным человеческим оком.

А как же иначе, разве может компьютер догадаться подкладывать под непривычные к израильской жаре растения… лед. Парк просто излучает любовь его создателей, теплоту отношений, семейное счастье. Поэтому он стал излюбленным местом, куда приходят молодожены накануне свадьбы. Это логичнее, чем посещение братских могил и других мемориалов. 

 

Историческая справка

После образования Израиля друзы считались религиозной общиной и в теудат зеутах писались "арабы". Но в 1957 году наш первый премьер-министр Бен-Гурион специально приехал в Джулис на встречу с друзским духовным лидером ("кади") Амином Тарифом. Они поговорили, выпили кофе и решили, что два доселе преследуемых народа должны "жить дружно".

Именно с того времени друзы стали призываться в ЦАХАЛ, где поныне считаются отличными воинами и занимают высокие посты. С того же времени друзы пользуются теми же правами, что и еврейские граждане. А в 1961 году государство даровало друзам статус нации и тем самым окончательно отделило их от арабского сектора.

Обычное переселение  душ

При создании сада не обошлось без мистики, которая за многие столетия пропитала религию и жизнь друзов. Рашид Аббас был первым друзом-добровольцем ЦАХАЛа того самого призыва 1957 года (в доме хранится соответствующая грамота). Он много и тяжело трудился, а умер сравнительно рано - в 67 лет. В парке есть отрезок настоящей железной дороги со станцией, на которой сошла его душа.

 

А рядом - полноводный водопад, как символ продолжения жизни. Вера в переселение душ помогает друзам легко относиться к смерти, страданиям и утратам. Ибо реинкарнации позволяет человеческой душе испытать и пережить все: богатство и нищету, власти и унижения, изобилие и голод.

 

В любой друзской деревне вам расскажут десятки удивительных историй о переселении душ умерших родственников в детей из соседних поселений. Надо только уточнить, что по их вере люди, умершие своей смертью, не сохраняют память о прошлом. Это прерогатива тех, кто погиб неожиданно или был убит. Такие души даже в новой жизни, зачастую детьми, помнят своих близких, места где жили и, естественно, своих убийц. Может поэтому убийство и супружеская измена греха считаются самыми тяжкими преступлениями? Человек, совершивший их, будет пожизненно заклеймен и таковым обречен уйти из этой жизни.
 
Историческая справка

В 11-м веке сунниты и шииты с удивительным единодушием осудили распространившееся тогда в Египте и Сирии новое верование. Его основателем считается фатимидский халиф Эль-Хаким. Его считают разрушителем иерусалимских синагог и церквей, в том числе храма Гроба Господня.Более продвинутые любители истории вспомнят, что "безумный халиф" запретил делать женскую обувь - ибо нечего прекрасному полу делать на улицах, пусть сидят по домам. Затем он взялся за искоренение общественных бань (поняв задолго до авторов фильма "Ирония судьбы", чем занимаются в этих местах любители вина). Позже дошла очередь до уничтожения собак, но не из-за гастрономических пристрастий, а как следствие обиды на уличного пса, облаявшего, а может и покусавшего, халифа во время его прогулки.

А вот друзы видят в Эль-Хакиме мыслителя и пуританина, который хотел вернуть общество к идеалам справедливости и духовности. Они говорят (и ученые это подтверждают), что он поощрял науку, живопись и искусство, строил библиотеки, музеи, университеты, госпитали и мечети, способствовал росту торговли и помогал бедным.

И все благодаря тому, что в 985 году халиф встретил другого идеалиста. Молодого персидского мистика и интеллектуала Хамзу Бен-Али, чьи идеи скромности, отречения от земных ценностей и социальной справедливости не нашли отклика в погрязшем в роскоши и разврате Багдаде. Вместе они создали новую религию, которая с необычайной быстротой распространилась по всему исламскому миру.

Столь же быстрым было и падение. Сначала "пропал" Хамза, а затем и сам халиф. Приверженцев новой религии стали безжалостно вырезать и им веками приходилось скрываться в труднодоступных местах Сирии и Ливана. В 19-м веке из-за гражданской войны в Ливане началось массовое переселение друзов в "наши палестины".

Надежда  и гармония

Название парк получил в честь мамы Наджи - Моны, которая как настоящая друзская женщина была источником надежды, благополучия и гармонии в семье. Иногда его называют "Сады бессмертия".

 

Зеленый - цвет земли, глубокой укоренности друзов в ней, и в то же время открытости и готовности к переменам. Это цвет обновления, великодушия и щедрости. Тех самых черт, которыми так шедро наделена любая женщина. Хозяин парка не устает повторять, что 80 процентов успеха семейного предприятия заслуга жены.

 

Надо сказать, что религия и традиции друзов относятся к женщине с необычайным для мусульманского Востока уважением. Достаточно сказать, что она является полноценной наследницей и может расторгнуть брак при полной поддержке друзского суда.

Недавно "Ган Аль-Мона" посетили преподаватели и студенты архитектурного факультета Еврейского университета, чья будущая специализация – парковый дизайн. Их восторгам не было предела. Приглашаю и вас присоединиться к поклонникам этого удивительного парка.

Слава Ким,
экскурсовод

Фото: автора

 

counter
Comments system Cackle