Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Автомир

А
А

Первый советский спорткар: ''Воссоздан из небытия''

ГАЗ ГЛ-1 – первая гоночная машина, созданная советским автопромом в конце 30-х прошлого столетия.

07.05.2010
Источник:Дни.ру

Возрождение первого советского гоночного автомобиля – тема, широко обсуждаемая в узких кругах. Гоночный ГЛ-1 – тот самый спорткар – стал центральным экспонатом прошедшей в Москве выставки старинных автомобилей и технического антиквариата ''XV Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина''. Даже слоган Галереи звучал как ''Стиль и сталь легендарной эпохи'', во многом отражая суть советского автомобиля-рекордсмена.


ГЛ-1 – первая гоночная машина, созданная советским автомобильным заводом. Модель, обладающая своеобразным дизайном даже по сегодняшним меркам, была названа в честь главного конструктора КБ Горьковского автозавода, из недр которого и появилась. Аббревиатура расшифровывается как ''гоночная Липгарта''.

Первый вариант ГЛ-1 был построен на ГАЗе в 1938 году на базе серийного автомобиля ГАЗ М-1. Гоночный автомобиль оснащался форсированным до 65 л.с. 2-карбюраторным 4-цилиндровым двигателем от своего ''донора''. Двухместный открытый кузов без привычных крыльев, с низким ветровым стеклом был сделан полностью вручную. Масса машины составляла 1000 кг.


Внешне автомобиль в корне отличался от всех своих конкурентов, в первую очередь за счет кузова. Высоко посаженный обтекаемый цельный монокок чем-то напоминал торпеду, в то время как прочие гоночные автомобили выглядели вполне по-серийному. Приплюснутый ''хвост'', совсем небольшой ''колпак'' над головой водителя, отсутствие фар и элемент, напоминающий передний спойлер, ''работали'' на снижение аэродинамического сопротивления.

Дебютировал ''гонщик'' на состязаниях в Киеве – машины-участники должны были проехать дистанцию в 1 км с максимальной скоростью. Судьей тех соревнований был знаменитый летчик Валерий Чкалов. Однако в тех соревнованиях ГЛ-1 сумел показать лишь второй результат, разогнавшись до 143 км/ч. На первое место советский спорткар вышел полтора месяца спустя: тогда автомобиль показал уже 147,84 км/ч, которые и стали рекордными для СССР.

В 1940 году появился второй вариант ГЛ-1. Новая гоночная машина была построена на шасси ГАЗ-11 с 6-цилиндровым 2-карбюраторным мотором ГАЗ-11 объемом 3485 куб. см, форсированным до 100 л.с. Изменился и кузов. Капот и облицовку позаимствовали у седана ГАЗ-11-73, над головой пилота появился обтекаемый ''колпак'', на колесах – аэродинамические обтекатели. Все это прибавило к массе машины 100 кг.


В сентябре 1940 года ГЛ-1 второго поколения установил новый всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч. Один километр машины прошла за 35,5 секунды, став самой быстрой в СССР. Новый ГЛ-1 стал достойным конкурентом западных автомобилей: Jaguar SS100, BMW 328 и французский Delahaye 135.

После победных заездов оба поколения ГЛ-1 исчезли при невыясненных обстоятельствах. По одной версии, гоночный автомобиль был разрезан на заводе как и многие другие, не пошедшие в серию. По другой – был уничтожен во время бомбежки.

На ''Олдтаймер-Галерее'' дебютировал ''новый'' ГЛ-1 второго поколения, восстановленный ''Кузовной мануфактурой Александра Бушуева'' по немногочисленным сохранившимся эскизам и уцелевшим фотографиям. Работы над машиной длились четыре года и были завершены ровно через 70 лет после появления на свет оригинального ГЛ-1.

Читайте также


Фото: архив Андрея Николаева, dni.ru

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке