Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Автомир

А
А

Американские корни, дизель и семиместный салон? Мифы и факты про ГАЗ-24-02

Нашу жизнь без нее представить себе невозможно. Эта "Волга" выпускалась с 1968 по 1992 год, пережив многих. Невысокая распространенность некоторых ее модификаций послужила благодатной почвой для возникновения мифов. Попробуем отделить правду от вымысла.

01.06.2019
Источник:Колеса.ru
Creative Commons

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько обновленном виде смог продержаться на конвейере вплоть до 2008 года, "пережив" не только ГАЗ-31029, из-за которого "двадцать четверку" сняли с производства, но и более современный ГАЗ-3110. Относительно невысокая распространенность Волги-универсала послужила благодатной почвой для возникновения мифов, связанных с историей разработки и особенностями этого автомобиля. Сегодня мы попробуем отделить правду от правдоподобных вымыслов, вспомнив факты про ГАЗ-24-02.

Фото: Wikipedia


Миф 1: Волга-универсал имела американский прообраз

Миф

В дизайне горьковских автомобилей всегда просматривались заокеанские мотивы. В случае с ГАЗ-А и "эмкой" ГАЗ М-1 это объяснялось наличием прямых американских прототипов-"исходников". Волга ГАЗ-21, хоть и немного напоминала Ford Mainline, но была оригинальной разработкой советских художников и конструкторов – пусть и с оглядкой на зарубежные аналоги тех лет.

Не стала исключением и новая Волга, внешность которой также соответствовала актуальным на момент её выхода тенденциям в дизайне, причем не только американском. Как и базовый седан, модификацию с кузовом универсал некоторые современники пытались уличить в плагиате, считая её прообразом автомобиль Ford Falcon Wagon, выпускавшийся с 1967 по 1970 годы – то есть, как раз в то время, когда новую Волгу запускали в серийное производство.

Однако кроме небольшого внешнего сходства, шестиместный универсал Ford не имел ничего общего с нашим ГАЗ-24-02. Во-первых, под капотом относительно компактной машины от Ford Company был шестицилиндровый 90-сильный двигатель, в то время как мотор Волги оставался четырехцилиндровым. Во-вторых, американская машина имела всего два ряда сидений, а шесть в человек в неё помещалось только благодаря неразрезному переднему дивану. Волга же могла взять на борт семь человек (включая водителя), но спереди мог сесть лишь один пассажир, поскольку сиденья были раздельными. Наконец, разработкой Волги второго поколения на ГАЗе занялись на несколько лет раньше, чем фордовцы сделали Falcon Wagon. Поэтому говорить о прямом существовании американского прообраза нет оснований.

Миф 2: ГАЗ-24 сразу задумывался с разными типами кузова

Правда

Если "двадцать первая" Волга изначально разрабатывалась только с кузовом седан, то во втором поколении пятидверный грузопассажирский вариант предусматривался изначально и был заложен в платформу одновременно с созданием базового ГАЗ-24. Это позволило конструкторам избежать множества проблем, которые пришлось решать при разработке ГАЗ-22 – универсала на базе "двадцать первой".

Правда, к практическому воплощению идеи конструкторы приступили лишь после того, как седан ГАЗ-24 был почти готов к серийному производству. Из-за разгоревшегося арабо-израильского конфликта все ресурсы завода были брошены на выпуск военной техники, а массовое производство новой модели было отложено на пару лет. С другой стороны, именно это позволило заводчанам плотно заняться универсалом.

Передняя часть кузова ГАЗ-24-02 отличалась от базового автомобиля только зеркалом заднего вида, расположенным на правом крыле

Два первых ходовых прототипа нового универсала были сделаны в 1969 году, а испытания опытных образцов состоялись в середине 1970-го – то есть, как раз в то время, когда седан ГАЗ-24 вытеснял на конвейере «двадцать первую». Первые серийные универсалы под индексом 24-02 были выпущены в конце 1972 года, а в 1975-м появилась и «санитарка» ГАЗ-24-03.

Журнал "За Рулем" представил новый универсал в февральском номере 1973 года. Про его модернизированную версию 24-12 скупо вспомнили только в 1988 году, когда обновленный "сарай" уже вовсю выпускался.


Миф 3:в такси были только седаны на базеГАЗ-24

Миф

Универсалы (вместе медицинской версией) занимали в общем объеме едва ли 10 процентов от количества всех легковушек, выпускаемых на ГАЗе ежегодно. Седаны при этом как поступали в розничную продажу, так и поставлялись в автопарки государственных учреждений и ведомств. Немало новых Волг трудилось на благо советских граждан в качестве таксомоторов. Вопреки расхожему мнению, кроме модификации ГАЗ-24-01 с двухобъемным кузовом, с самого начала существовало и такси с кузовом универсал!

Машина получила обозначение ГАЗ-24-04 и отличалась от «гражданского» исходника дефорсированным до 85 л.с. двигателем ЗМЗ-24-01, который благодаря сниженной степени сжатия мог работать на бензине А-76. Кроме того, у пятидверного таксомотора была другая обивка сидений, отсутствовал радиоприёмник и был предусмотрен таксометр. Не обошлось и без легендарного "зеленого огонька" в правом верхнем углу лобового стекла, обозначавшего, что такси свободно.

Семиместные Волги с "шашечками" на кузове встречались нечасто, а свое прозвище "сарай" из-за длинной крыши и характерной формы кузова эта машина получила именно у работников таксомоторной службы.

Фото: Wikipedia


Миф 4: ГАЗ-24-02выпускался с дизельным двигателем

Правда

Получив новый кузов, Волга оставалась достаточно прожорливым автомобилем, расходуя 12-15 литров бензина на каждую сотню километров пробега. Если водителей служебных «персоналок» и таксистов это не сильно напрягало, как и редких счастливчиков-«частников», то в Европе после грянувшего в начале семидесятых годов нефтяного кризиса продать не самую экономичную машину было достаточно проблематично. Именно по просьбе бельгийского импортёра Scaldia Volga была создана модификация ГАЗ-24-77 с иностранным «сердцем» — дизельными моторами Peugeot, развивавшими в зависимости от версии от 50 до 70 «лошадок».

Кроме дизеля под капотом, универсал для европейского рынка отличался улучшенной наружной отделкой, легкосплавными колёсными дисками и пластиковой решёткой радиатора чёрного цвета. Именно поэтому экспортные универсалы многие путали с более поздним ГАЗ-24-12, хотя в остальном (выступающие дверные ручки, форточки в передних дверях и так далее) универсал с дизелем ничем не отличался от обычного ГАЗ-24-02.

Фото: Wikipedia


Миф 5: ГАЗ-24-02не имел запаски

Миф

Запасное колесо на Волгах с кузовом седан располагалось в багажнике, причем оно было хорошо заметно при поднятой крышке. А вот на универсале ГАЗ-24-02 "запаски" не наблюдалось, из-за чего отдельные автомобилисты на полном серьезе утверждали, что эта машина не имела на борту пятого колеса.

Разумеется, СССР семидесятых годов – это не современная Европа, где отсутствие полноразмерного запасного колеса и даже "докатки" давно стало нормой. Поэтому домкрат, инструмент и запасное колесо той же размерности, что и остальные, в комплектацию Волги-универсала входили, но… чтобы добраться до них, нужно было открыть специальный люк под пятой дверью!

Этот "технический" этаж, с одной стороны, увеличивал погрузочную высоту, но зато чтобы заменить пробитое колесо, не требовалось разгружать багажное отделение. Подобного оригинального решения больше не имел ни один советский универсал, включая предшественницу — Волгу ГАЗ-22, где "запаска" располагалось горизонтально в «подполье» багажника.

Миф 6: Волга-универсал могла перевезти наибольшее количество пассажиров и груза

Правда

Три ряда сидений официально позволяли перевозить в Волге семь человек, включая водителя. Этот показатель был недосягаем для любой другой советской легковушки, не считая правительственных лимузинов. Чтобы попасть на двухместную «галёрку», правую часть сиденья второго ряда сделали откидной.

Семь человек или почти полтонны груза – вот официальные возможности универсала на базе "двадцать четверки". В реальности же в просторное чрево Волги грузили намного больше.

Спинки передних сидений откидывались, что позволяло при необходимости удобно разместиться на ночлег в салоне.

Спинки сидений при этом сделали очень тонкими, ведь при желании два задних ряда можно было сложить вровень с полом, получив длинную и плоскую грузовую площадку! В таком виде ГАЗ-24-02 мог перевезти 400 кг груза, что более чем на центнер превышало грузоподъемность универсалов ВАЗ-2102 и Москвича-425. Конечно, задние рессоры по сравнению с седаном при этом усилили, а стандартные шины заменили «грузовыми» размерности 7,35-14. Неудивительно, что комфорт пассажиров при этом пострадал, став своеобразной платой за впечатляющие возможности семиместного универсала-трансформера.

Фото: Wikipedia

Читайте также


Миф 7:дефлектор на крыше служил для улучшения аэродинамики

Миф

Дефлектор-воздухозаборник стал в своем роде «визитной карточкой» этого универсала, ведь подобного элемента на других легковых автомобилях в СССР не было. На ранних прототипах ГАЗ-24-02 дефлектор также отсутствовал, а появился он в процессе испытаний и предсерийной доводки автомобиля. В советские времена можно было услышать распространённое мнение о том, что такой дефлектор конструкторы применили для того, чтобы увеличить прижимную силу задней части автомобиля на высоких скоростях. В действительности же у дефлектора-воздухозаборника было совершенно другое назначение – вытяжная вентиляция салона и снижение загрязняемости заднего стекла.

Ведь при отсутствии обогрева заднего стекла и не самой эффективной печке проблема запотевания задних стекол (и, как следствие, ухудшения обзорности) на этом автомобиле стояла достаточно остро. Именно поэтому, пережив несколько модификаций базового седана, универсал двадцать четвёртого семейства с новым оформлением передней части и другим салоном вплоть до прекращения производства в 2008 году сохранил этот функциональный рудимент на крыше без каких-либо изменений.

Олег Полажинец

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке