Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Автомир

А
А

Война на дорогах закончится сама по себе... Или не закончится

У тех, кто кричит о "войне на дорогах", любимый аргумент: в ДТП погибло больше израильтян, чем во всех войнах Израиля. Ну и что? Это говорит только, что мы хорошо воюем. В России в войнах погибло в тысячи раз больше людей. Но говорит ли это о том, что там

16.11.2018
Источник:relevant
Zahav.ru пресс-служба

Народная мудрость гласит: беда никогда не приходит одна. Время от времени после обычного течения жизни с периодическими авариями на дорогах и душераздирающими историями о погибших в них людях, происходит некий всплеск – подряд происходит несколько аварий с большим числом смертоубийств. И тогда, примерно раз в два месяца, обычно в воскресенье, газеты и телеканалы взрываются заголовками типа «Война на дорогах», «Террор на дорогах», «Кровавый уик-энд». Это — когда число аварий с летальным исходом внезапно превосходит среднестатистическое, да к тому же на территориях ничего заметного не происходит. Тогда и звучит глас вопиющего в пустыне журналиста: «Доколе?». В студию приходит председатель движения «Ор ярок» («Зеленый свет») – странной организации, якобы борющейся за безопасность на дорогах, а на самом деле занятой исключительно призывами ко всякого рода запретам. Дай им волю, машины двигались бы со скоростью пешехода, а они рапортовали бы о личных заслугах в снижении летальных исходов в дорожных катастрофах.

"Войной на дорогах" нас пугают постоянно. Любимый аргумент, который кажется убийственным (в переносном смысле слова): за годы существования нашего государства в дорожных авариях погибло больше народу, чем во всех войнах Израиля.

Фото: пресс-службы МАДА


Ну и что? О чем это говорит? На мой взгляд, этот "показатель" свидетельствует только об одном: израильтяне хорошо воюют, с минимальными потерями в войнах. В России в войнах погибли в тысячи раз больше, чем на дорогах, но это же не говорит о том, что там прекрасно и безаварийно водят автомобили.

В Израиле за последние годы число летальных исходов в дорожных катастрофах находится на стабильном уровне – в 2015 году – 356, в 2016 – 360, в 2017 – 362. То есть, гибнет в среднем по одному человеку в день. Да перед этим было несколько сравнительно благополучных лет: в 2012 году – был достигнут исторический минимум – всего 292 погибших за год. Затем начался неуклонный рост: в 2013 – 309 человек, в 2014 – 319. Анализировать эти цифры бессмысленно, потому что достаточно одной катастрофы с автобусом, чтобы эта статистика резко изменилась.

И факт, который меня в свое время потряс: в 1974 году, когда население Израиля было раза в три меньше, чем сейчас, а машин, думаю, раз в десять меньше, на дорогах страны погибло 750 человек!

Безопасность на дорогах зависит от целого комплекса самых разных факторов: систем безопасности автомобилей, состояния инфраструктуры – качества дорог, их освещения. Разумеется, и от поведения водителей.

Изменение всех этих факторов привело к той разнице между числом погибших в 1974 году и в наши дни. Машины становятся все безопаснее, строятся дороги с двухрядным движением и разделительным барьером между направлениями движения. А вот насчет поведения водителей на дорогах – тут говорить о прогрессе я стал бы с большой осторожностью.

Фото: пресс-служба


В последние годы все дискуссии о безопасности на дорогах идут вокруг трех тем – скорость, вождение в нетрезвом виде и разговоры или переписка по мобильным телефонам. Оставим за скобками дискуссию о велосипедистах – об этом я писал в "Релеванте" несколько недель назад.

Вот уже много лет в Израиле борются с превышением скорости. Когда-то это были полицейские засады с радарами. Потом пришел технический прогресс и на дорогах стали устанавливать желтые "скворечники" с камерами контроля скорости. Якобы с камерами. Потому что хитроумные полицейские придумали поставить 400 скворечников при наличии всего ста камер, в то время — еще с обыкновенной видеомагнитофонной лентой. Предполагалось, что камеры будут переставлять так, чтобы водители этого не знали и трепетали, лишь завидев радар. Потом дотошные журналисты узнали, что и камер не сто, а всего двадцать, и просматривать пленки тоже некому… Теперь поставили какие-то дигитальные камеры. Но беда в том, что среди нарушителей попадаются и профессиональные адвокаты (а их у нас в стране великое множество). И эти казуисты тут же начали суды, доказывая, что камеры эти недостаточно точны и им доверять нельзя. Спор идет вот уже пару лет, и конца ему не видно, а тем временем, штрафы люди не платят. Между тем, под предлогом автоматизации выявления нарушителей скоростного режима, в несколько раз сократили численность дорожной полиции. Ведь главной функцией ее была проверка прав и выписывание штрафов. Слава богу, с помощью автоматических радаров штрафов можно выписывать огромное количество.

Между тем, статистика говорит, что подавляющее большинство катастроф со смертельным исходом происходит вовсе не из-за превышения скорости, и даже не из-за пьянства. А из-за неправильных перестроений из ряда в ряд, обгона и опережения, агрессивной манеры вождения на дороге и тому подобных нарушений, которые, увы, практически не удается предотвращать никакой проверкой на дорогах, тем более, с помощью автоматических радаров.

А пьяные… Позволю себе высказать крамольную мысль: в Израиле выпившие больше нормы водители, наоборот, ведут машину более концентрированно и сосредоточенно, потому что понимают, что они подвыпили, и тут уж нарушать правила никак нельзя, ибо встреча с полицией чревата не только штрафом, но и лишением прав. Так что в этом смысле драконовские законы, может, и работают на профилактику.

Фото: Коби Лиани

Читайте также


Теперь обратимся к случаям, ставшими поводом для написания этой статьи. В Израиле на шоссе 90 в течение недели произошли две автокатастрофы с большим количеством жертв. В первой погибли восемь человек, в том числе шестеро детей, во второй – шесть человек. Опять — заголовки "Война на дорогах", "Шоссе смерти", обсуждение с участием знатоков из "Ор ярок" и депутатов кнессета, которые по этой дороге, возможно, никогда и не ездили. Во всяком случае. если послушать их предложения, вывод можно сделать именно такой.

Что касается термина — "шоссе смерти"… Да, на шоссе номер 90 — аварий, наверное, больше чем на других шоссе, ведь оно — самое длинное в Израиле – 480 километров. На большей своей части оно имеет по одной полосе движения в каждую сторону. Радикальные предложения, сопровождаемые мантрой "нет ничего дороже человеческой жизни", в отношении этого шоссе звучали так: а) сделать дорогу двухполосной в каждом направлении и тогда поставить разделительный барьер между направлениями, б) поставить разделительный барьер прямо сейчас. Вариант "а" экономически нецелесообразен. Дорога, мягко говоря, не перегружена транспортом, и строить вторую полосу в каждую сторону при наших бюджетах непозволительная роскошь. Есть другие дыры на транспорте, которые надо латать с помощью этого бюджета. Вариант "б" откровенно бредовый, потому что тогда невозможно будет обогнать идущий впереди медленный транспорт, например, трактор, не говоря уж о случаях, когда из-за неисправности машина застрянет на дороге, и даже объехать ее будет невозможно. Анализ этих происшествий показал, что обе аварии произошли из-за того, что одна из машин выскочила на встречную полосу движения. То есть, налицо человеческий фактор. По одному из телеканалов показали подборку видеоматериалов, как водители полностью игнорируют двойную сплошную разделительную полосу на дороге, которую нельзя пересекать. И с этим ничего не поделаешь. Такие уж у нас водители. С известной долей неполиткорректности вынужден заявить, что при всей недисциплинированности еврейских водителей, арабские водители чаще нарушают правила, о чем и свидетельствует непропорционально большое число жертв среди израильских арабов. Впрочем, возможно, в этом виновато и преобладание однополосных дорог в населенных арабами районах севера Израиля.

Всегда в таких случаях звучит извечный вопрос: и что вы предлагаете делать?

Да, драконовские штрафы не слишком помогают воспитанию дисциплинированных водителей. Да, надо увеличить число полицейских в подразделениях дорожной полиции, хотя бы до той численности, какая была до их массового сокращения.

Поможет ли это? Не знаю.

Но я бы рекомендовал следовать старинному принципу: имейте смирение принимать то, что не можете изменить. И не надо ничего делать под воздействием эмоций, давления СМИ или депутатов. Война на дорогах закончится сама по себе и снова восстановится, извините за цинизм, обычное умеренное смертоубийство. Увы, неизбежное.

Лев Авенайс

Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке