Зачем нужны камеры вместо зеркал, и почему так не делали раньше
Фото: Shutterstock
Зачем нужны камеры вместо зеркал, и почему так не делали раньше

С идеей использовать камеры заднего вида вместо зеркал в автопроме носятся уже больше полувека, но почему до серийного производства дошло только сейчас? Мы попробовали разобраться в вопросе.

Еще в 1956 году фирма Buick представила концепт-кар Centurion с видеокамерой в багажнике и небольшим телевизором в приборной панели. Конечно, это была в чистом виде фантазия — экраны на электронно-лучевых трубках и камеры тех времен были громоздкими, хрупкими и чрезвычайно дорогими. К тому же система не обладала достаточным разрешением. В общем, для серийного производства это не годилось. Аналогичная система на концепт-каре Volvo Experimental Safety Car 1972 года уже была пригодна к использованию, хотя запредельная стоимость и делала ее запуск в производство бессмысленным.

Фото: Shutterstock

 

Первые серийные

В 1991 году Toyota первой применила камеру заднего вида — это была дорогая опция на купе Soarer для внутреннего рынка Японии. Но мейнистримом камеры стали гораздо позже — в 2001 году Nissan стал ставить их на флагманский седан Cima для японского рынка, затем на среднеразмерную модель Primera, и после этого последовал настоящий бум.

Камеры оказались настолько удобны при парковке, что вскоре появились практически у всех производителей. А в США c с минувшего мая камеры даже стали по закону обязательным оборудованием. У нас таких требований нет, но получить камеры с завода можно хоть на Ладе.

Фото: Shutterstock

 

Теперь и боковые

Впрочем, ставшие уже привычными камеры заднего обзора лишь дополняют традиционные зеркала заднего вида — салонное и боковое. А в случае с Лексусом речь идет о том, чтобы полностью заменить камерами боковые зеркала — те, что стоят на дверях. На концепт-карах эту идею засветили уже давно, лет двадцать назад.

С тех пор это стало общим местом для разнообразных "машин будущего". Но сейчас камеры бокового обзора уже превратились из идеи в отработанную технологию. У большинства поставщиков автомобильной электроники уже есть готовые решения: мы видели в действии машины с опытными устройствами фирм Magna, Panasonic, Valeo, Continental, и даже ездили на некоторых из них.

Фото: Shutterstock

 

Зачем

Зеркала — одна из самых удачных деталей автомобиля: неудивительно, что они так мало меняются со временем. Зачем от них отказываться? В первую очередь — из-за аэродинамики. По статистике, собранной немецкими учеными, вклад выступающих зеркал в лобовое сопротивление машины может достигать 5  процентов. Если корпуса зеркал полностью убрать из воздушного потока, на легковых машинах в обычных условиях можно снизить расход на 0,1 литр на 100 километров (а при скоростном движении — до 0,4 литров на 100 километров). А особенно ценно это для грузовиков с их крупными зеркалами и громадными годовыми пробегами — по прикидкам ученых, выигрыш в расходе топлива может достигнуть 2,9 процентов.

Использование камер поможет уменьшить "мертвые зоны" — не будем забывать, что сами корпуса зеркал тоже ухудшают обзорность. А особенно это актуально опять-таки для грузовиков. Вдобавок, если использовать цифровой анализ видеосигнала, то на картинке можно подсвечивать требующие особого внимания объекты: например, пешеходов или мотоциклы. 

Фото: Shutterstock

 

Законы

Почему видеокамеры вместо зеркал не ставили раньше, если технологии готовы? Пока что не были готовы законы. Технические регламенты в большинстве стран базируются на правилах, выработанных Единой Экономической комиссией ООН. Сейчас без зеркал нельзя: установка салонного зеркала заднего вида и двух боковых зеркал на легковых автомобилях обязательна по Правилу номер 46 ЕЭК ООН. На коммерческом транспорте заменять зеркала камерами можно — но не основные, а только дополнительные (например, те, что показывают зону под лобовым стеклом грузовика). Но уже вот-вот вступит в силу новая версия правил, которая позволит заменить камерами все зеркала. Работа над ней шла несколько лет: первый черновик ЕЭК ООН представила еще в 2010 году. В основе документа будет лежать стандарт ISO 16505, разработанный Международной организацией по стандартизации. Первыми ласточками, избавившимися от привычных зеркал, станут в Европе электромобиль Audi e-tron и обновленный грузовик Mercedes-Benz Actros.

Законодательство в США сильно отличается от европейского, и там от зеркал пока что не отказываются. Еще в 2016 году фирма Tesla планировала выпустить свой электро-кроссовер Model X с камерами на месте боковых зеркал (их можно увидеть на снимках предсерийных машин). Тогда тесловцы вместе с другими членами Альянса автопроизводителей обратились с ходатайством в Национальное управление безопасностью движения на трассах: автопромышленники надеялись поменять Федеральный стандарт безопасности колесных транспортных средств (FMVSS) номер 111, но им отказали — и Tesla Model X вышла с обычными зеркалами. А вот соответствующие правки в японском законодательстве внесли еще в 2016 году — что позволило Тойоте на домашнем рынке начать продажи седана Lexus ES без зеркал заднего вида.

 

Первый

И все же формально первым серийным автомобилем с камерами бокового обзора стал вовсе не Lexus, а Volkswagen!

Правда, речь о мелкосерийном Volkswagen XL1 — по сути, экспериментальной машине, которую в 2013 году собрали тиражом всего в 250 экземпляров. Эта машинка с углепластиковым кузовом, двухцилиндровым 800-кубовым дизелем и электромотором получила полуофициальное наименование "однолитровый Volkswagen" — ее расход топлива составлял менее одного литра на 100 километров. Коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,189: ради такой выдающейся обтекаемости пришлось отказаться от зеркал. Для мелкосерийной техники немецкий техрегламент позволяет делать некоторые отступления от правил — и Фольксвагеновцы воспользовались этой лазейкой.

 

Трудности

Замена обычных зеркал на камеры принесет не только выигрыш, но и некоторые неудобства. Водителям придется привыкать — и не у всех это пойдет гладко. На Лексусе, Фольксвагене и электромобиле Audi e-Tron мониторы размещены примерно в той же области, где и зеркала — по углам передней панели или наверху дверей. Но скорее всего разрешат и непривычный "мотоциклетный" вариант, с двумя мониторами слева и справа от руля.

Есть и чисто технические проблемы — камеры частенько выдают разнообразный "мусор" в изображении, особенно при контровом свете: дифракционные искажения, блики, полосы от искусственного освещения. Что-то можно побороть софтверным путем, что-то — грамотным подбором козырьков и защитных экранов. Чего камеры дать не могут никак, так это бинокулярного восприятия глубины. Правда, как раз это не большая проблема: человеческое зрение точно оценивает удаление до предметов лишь на небольших расстояниях, в пределах десяти метров. На бо́льших расстояниях до объекта уже неважно, видите ли вы его в зеркале или мониторе.

Но что делать, если объектив камеры начнет "потеть", как фары многих современных машин? Или на холоде вам придется ждать, пока прогреются жидкокристаллические мониторы...

counter
Comments system Cackle
Загрузка...