Скоростной поезд в Иерусалим: мы строили, строили и, наконец, построили!
Фото: avtomir.zahav.ru
Скоростной поезд в Иерусалим: мы строили, строили и, наконец, построили!

Четверг, 20 сентября - безусловно, исторический день. Новая скоростная иерусалимская железная дорога, о которой столько лет говорили, наконец-то начала работать. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу и министр транспорта и разведки Исраэль Кац приняли участие в пробной поездке на первом поезде - от подземной станции "Иерусалим - Ицхак Навон" до станции "Аэропорт Бен Гурион".

Поезда в Иерусалим будут ходить двухэтажные. Нетаниягу, Кац и сопровождающие их лица расположились на верхней "палубе". Внизу ехали журналисты.

Эту картину мы наблюдали много лет - как строили скоростную железную дорогу.
Пришла пора познакомиться поближе
Заходим вовнутрь...

 

И я был среди них. Что сказать про эту поездку? 

Мне не понравилось.

Когда читаешь о том, что скоростная линия Тель-Авив – Иерусалим - это один из сложнейших инженерных проектов в истории Израиля, и что на 56 километров пути возведены 8 мостов общей длиной свыше 7 километров и пять тоннелей общей протяженностью 38 километров, в том числе, самый длинный в Израиле тоннель номер 3 (11.6 километров), то, конечно, есть чем гордиться. Но когда едешь сам, это означает, что большую часть поездки ты просто ничего не видишь, кроме своего отражения в окне и мелькания фонарей. 

Метро - вот, что вам подарили, иерусалимцы! Метро в Тель-Авив. Забудьте о красивых пейзажах за окном. Иерусалимские горы вы сможете разглядеть только, когда поезд вынесет на самый длинный в Израиле мост номер 6 (1.25 километра) или на самый высокий мост номер 10 (100 метров). Но сделать там красивый селфи вы вряд ли успеете. Потому что скорость будет 160 километров в час. К тому же, поезд хорошо получается на фотографии, когда рельсы куда-то поворачивают. А эта новая дорога почти на всем своем протяжении прямая, как стрела. 

 

Нет, это в чистом виде перемещение из точки А в точку Б. Когда-нибудь в будущем изобретут телепортацию. Зашел в кабинку, как в лифт, нажал нужную кнопку, и ты - там. Будет очень похоже на этот поезд. 20 минут бешеной езды, и вы в Бен-Гурионе.

А теперь серьезно. Посмотрите на поток машин на шоссе номер 1 и шоссе 443. Гляньте, что творится на центральной автобусной станции в Иерусалиме. Автобусы 405 и 480 в Тель-Авив отправляются сплошным потоком каждые 10 минут - столько нужно, чтобы один автобус заполнился, отъехал, и подошел следующий. Разве жители столицы не о том мечтали столько лет, чтобы получить, наконец, такой канал перемещения в центр страны? Быстрый, с высокой пропускной способностью и независимый от дорожной ситуации. Разве не это нам обещал министр Исраэль Кац?

Радует изобретательность министра, сумевшего ловко разрулить неприятную для него ситуацию с невыполненными обещаниями. Обещал запустить поезд на нынешний Песах. Не получилось. Перенесли на Суккот. Официальное объяснение: службы безопасности не разрешили. Отмазка прозвучала бы логично, безопасность - это святое. Непонятно только: а если бы службы безопасности разрешили, то как бы удалось запустить поезд на электрической тяге, если еще нет контактной сети?

И вот Суккот приближается, столбов контактной сети прибавилось, но они так и не достигли Тель-Авива. Посмотрите на Аялоне - нет никаких столбов. Начали говорить про поезд на Новый год. Не еврейский, а календарный. И, возможно, не на электрической тяге, а с тепловозами.

Что в итоге? Скептики (включая автора этих строк) посрамлены. Первый поезд отправился на Суккот, как и обещал министр Исраэль Кац. И даже год переделывать не пришлось, - именно на этот Суккот. В Тель-Авив? А вот на этом, как раз, внимания старались не акцентировать. Кто сказал, что сразу "в Тель-Авив"? Поезд, который отправился на Суккот из Иерусалима, доехал не до Тель-Авива, а только до промежуточной станции Аэропорт Бен-Гурион. Вздох разочарования...

Но все равно, зачет. Есть дорога. Напомним, что ее решено назвать "Дорога Царя Давида".

- Потому что кое-кто в мире до сих пор оспаривает право Израиля на Иерусалим, - пояснил свое решение Исраэль Кац. 

- Это исторический момент. Я с осторожностью употребляю это слово, но я всегда считал, что можно соединить Иерусалим с национальной железнодорожной сетью, а не с турецким маршрутом поездов, по которому я ездил в детстве и в юности, - сказал Биньямин Нетаниягу на церемонии открытия дороги, которая прошла на самом нижнем подземном этаже новой станции.

 

Напомним, что платформа станции Ицхак Навон располагается на глубине 80 метров под землей, что сразу выводит ее в пятерку самых глубоких станций мира. Самой глубокой считается станция метро Арсенальная в Киеве, на втором месте - станция Пухын в Пхеньяне - 100 метров. Станция Адмиралтейская в Санкт-Петербурге расположилась на глубине 86 метров. Станций глубже, кажется, нет.

Три красиво подсвеченных эскалатора с широкими сводами смотрятся очень привлекательно. Там еще и светильники вертикально расположили, как на старых станциях Московского метро, так что получилось даже немного ностальгически. Но, по мере того, как спускаешься, нарастает нетерпение. Ведь эти 10 минут езды по эскалатору тоже нужно приплюсовать ко времени поездки. Есть, правда, лифты, но окажется ли достаточной их пропускная способность, пока неизвестно.

 


Само здание станции Ицхак Навон - из стекла и черного камня, не совсем иерусалимское, по духу, но, в принципе, гармонично вписывается в ту эклектику, которая царит в районе моста Калатравы. То, что оно в данный момент окружено отвратительными на вид хозяйственными постройками, отнесем к временным трудностям. Хуже другое. Когда говорили, что железнодорожную станцию построят рядом с центральной автобусной станцией, то как-то думалось (хотя никто специально этого не обговаривал), что это будет единый терминал. Теперь видно, что нет единого терминала. Чтобы пересесть с автобуса на поезд, пассажир должен выйти из автовокзала, перейти улицу с трамваем и вновь пройти все проверки на станции. Это минус.

 


Зато в кассовом зале на стене мы видели табло, информирующее о движении городского транспорта в реальном времени, это плюс.

Вопреки традиции, церемонию открытия сделали очень короткой. А вот сама поездка заняла больше предполагаемых 20 минут, так как на подступах к станции Бен-Гурион нам пришлось пропускать поезд из Модиина в Тель-Авив. Бен-Гурион, вообще-то, не станция, а платформа, и поезд, который останавливается там, а потом едет обратно в Тель-Авив, с точки зрения расписания, создает проблемы. Скорее всего, именно поэтому в начальный период (пока не дотянут столбы до станции Ха-Хагана в Тель-Авиве, а это обещают сделать через два месяца, хоть и не очень верится) из Иерусалима будут отправляться только 2 поезда в час, каждый вместительностью 400 человек.

 

По давней традиции, в первые три месяца проезд из Иерусалима бесплатный (включая обратную дорогу). А вот способ продажи билетов когда-нибудь попадет в рубрику "курьезы". Читаем в пресс-релизе: 

"Ввиду повышенного спроса на поезда в Иерусалим, который ожидается в тестовый период, необходимо будет заранее бронировать место на поезд на сайте Управления железных дорог Израиля ("Ракевет Исраэль") или по телефону *9025. Наличие карточки "рав-кав" является обязательным условием..."

Как в музей или на какой-то аттракцион! Впрочем, это как раз понятно. В первое время жители Иерусалима и туристы толпой повалят на новый поезд именно как на праздничный аттракцион. Но что будет потом, когда ажиотаж схлынет? Способна ли новая железная дорога в ее нынешнем виде составить конкуренцию автобусам и частным автомобилям?  

В любом случае, иерусалимцам - наши поздравления. Лучше начать хоть как-то, чем никак не начать.

Теперь посмотрим, как все это выглядит.

Вадим Найман

Фото автора

(Продолжение просмотра)

counter
Comments system Cackle