Почему именно ромб стал эмблемой Renault, и как литература победила математику
Фото: Getty Images
Почему именно ромб стал эмблемой Renault, и как литература победила математику

Эмблема в виде ромба, по которой безошибочно узнаются автомобили Renault, не сразу стала отличительной чертой французской марки. Названия моделей за более чем столетнюю историю компании поражают разнообразием — индексы, цифры, красивые имена.

Фирма братьев Renault была основана в 1899 г., а спустя год появился первый логотип — две буквы R, одна из которых повернута зеркально. Эта эмблема использовалась только во внутренних документах. В 1906 г. в честь победы на Гран-при Франции автомобили Renault украсил первый настоящий логотип — спортивная машина внутри шестеренки. В 1919 г. французский производитель украсил логотип танком FT-17, который самостоятельно разработал и выпускал.

Автомобили Renault можно было безошибочно идентифицировать по характерным покатым капотам, прозванным "ведерком для угля". Передняя часть была глухая, так как радиатор находился позади двигателя. В начале 1920-х носы автомобилей начали украшать маленькой круглой решеткой с надписью Renault. По сути логотип с прорезями был функциональным элементом — он закрывал гудок. Через год эмблема стала ромбической — такая форма лучше подходила к дизайну капота.

Renault d'époque Фото: Wikipedia

 

Народное управление

После Второй мировой войны компания была национализирована, и на логотипе появилась надпись Regie Nationale (Народное управление). В документах внутренняя часть логотипа стала желтой — этот цвет стал официальным для французского автопроизводителя. В конце 1950-х появился новый, более узкий, логотип, названный алмазным наконечником. В 1970-х художник Виктор Вазарели нарисовал новый логотип, основанный на параллельных линиях, просуществовавший 20 лет, пока ему на смену не пришел более простой трехмерный алмаз.

Первый автомобиль Луи Рено назывался незамысловато — Voiturette Type A.

Voiturette. Фото: Wikipedia

 

Сам изобретатель с трудом помещался за рулем этой вуатюретки — так когда-то называли легкие микролитражные машины. Зато у Type A были все признаки современного автомобиля: карданная передача, трансмиссия, переднее расположение мотора. Не хватало разве что закрытого кузова, что было исправлено на следующей модели Type B.

Начав с буквы A, Луи Рено продолжил называть свои модели в алфавитном порядке и спустя три года добрался до буквы G. Далее он использовал букву S. Такими темпами алфавит закончился очень быстро, тем более что Луи Рено каждый год представлял несколько моделей, а продажи перевалили за 1000 штук.

 

Правило первой буквы

В 1905 г. Renault запустила в серию модель Type X и начала использовать сочетания из двух букв. Например, такси, которые в будущем прославятся при переброске войск в битве на Марне, называли AG. К индексу прибавлялась налоговая мощность в "паровых лошадях" (chevaux vapeur). Как правило, она была ниже реальной отдачи мотора: например, флагманский 40 CV c 9-литровым агрегатом выдавал более 140 лошадиных сил.

Renault Model 40 Kellner Town. Фото: Wikipedia

 

Первая литера менялась от года к году, индексы автомобилей, представленных в 1909 г., начинались с буквы B, в 1911-м — с буквы C, в 1913-м — с D. Выпуск отдельных моделей предыдущих годов сохранялся, что вносило путаницу. Например, популярная KZ выпускалась с 1923 по 1931 годы.

Так продолжалось до 1928 г. — тогда были представлены первые "именные" модели: Monasix, ставшая популярной в такси, и более дорогая Vivasix. Six, то есть шесть, означало количество цилиндров. Более доступные 4-цилиндровые автомобили позже получили приставку quatre ("четыре"): Celtaquatre, Juvaquatre.

 

Звезды и роскошь

В конце 1928 г. флагманский 40 CV сменила модель Reinastella, положив начало новому суббренду. Автомобили с приставкой stella украшались эмблемой в виде звезды и были самыми роскошными и мощными. Самой доступной была Monastella — лучше оснащенная версия Monasix.

Monastella. Фото: Wikipedia

 

Далее шли Primastella и Vivastella c 6-цилиндровыми моторами. Автомобили с восемью цилиндрами получили приставку Nerva — все, кроме самой дорогой Reinastella. Спортивные варианты "звездных" автомобилей назывались Nervasport и Reinasport.

К середине 1930-х все модели Renault носили имена собственные вместо индексов, но первый послевоенный новый автомобиль получил имя 4CV.

Renault 4CV. Фото: Wikipedia

 

В названии подчеркивалось, что заднемоторная микролитражка не разорит владельца налогами и бензином — всего четыре налоговые лошадиные силы. Для пережившей войну Европы это было важно.

Следующий доступный Renault назывался Dauphine — ни много ни мало "наследник престола".

Dauphine. Фото: Wikipedia

 

Вторая половина 1950-х стала для Renault временем изящных линий и патетических имен. Так, седан для среднего класса именовали Fregate, заднемоторный кабриолет — Floride, микроавтобус — Estafette.

Однако новый доступный и практичный "автомобиль-джинсы", вышедший в 1961 г., назывался незамысловато — R4. Интересно, что прототип машины из соображений секретности получил имя Мари-Шанталь. Эта уловка была придумана испытательным подразделением, чтобы информация о машине и ее фотографии раньше времени не просочились в прессу.

Телеграмма "Мари-Шанталь и ее дети отправляют свои наилучшие пожелания своим родителям" была секретным шифром и означала, что машины успешно проходят испытания. Впрочем, у R4, получившего народное прозвище Quatrelle, были именные модификации: вариант для городских модников Parisienne, легкий внедорожник Rodeo и каблучок Fourgonnette.

 

Время экспериментов

В начале 1960-х Renault открыла для себя мир автоспорта благодаря Амедэ Гордини и Жану Ределю. Первый дорабатывал двигатели для гонок и помог создать демократичный спорткар R8 Gordini. Второй выпускал легкие спорткары на узлах Renault под брендом Alpine. Позже эти две компании стали основой подразделения Renault Sport, а затем создавали гоночные автомобили для "Формулы" и Ле-Мана.

Знаковая для Renault модель середины 1960-х, сделавшая хэтчбеки популярными в Европе, носила индекс 16. В дальнейшем имена и цифры мирно сосуществовали в модельном ряду Renault. Выбор имени зависел и от рынка: рестайлинговый седан Renault 9, выпускавшийся для США в альянсе с американской корпорацией AMC, был переименован в Alliance. Цифры сохранялись в модельном ряду французской компании вплоть до середины 1990-х, а после остались только романтические имена: Clio, Megane, Safrane.

Renault Safrane. Фото: Wikipedia

 

Renault Espace со стеклопластиковыми панелями и однообъемным кузовом был очень необычной для начала 1980-х моделью.

Renault Espace. Фото: Wikipedia

 

Его название переводилось не только как "пространство", но и как "космос" — указание на аэрокосмическую компанию Matra, которая разработала и выпускала этот автомобиль. Теперь Espace — классическая модель Renault. Показанный в 2013 г. концепт Initiale Paris стал предвестником нового поколения минивэна, уже более напоминавшего кроссовер, и дал имя роскошной комплектации современных моделей Renault.

 

Имена нового века

Рискованные дизайнерские поиски компании в начале 2000-х отразились и в названиях новых моделей. Например, модель, объединившая в себе признаки минивэна и купе, называлась Avantime — "Опередившая время". Необычный флагманский хэтчбек получил такое же необычное двойное имя Vel Satis — от Velocity ("скорость") и Satisfaction ("удовлетворение").

В 2009 г. Патрика Ле Кемана, многолетнего дизайнера Renault, сменил Лоренс ван дер Акер. Созданные им в последующие годы концепты не только экстравагантно выглядели, но и необычно назывались: DeZir, Trezor, Symbioz. Нарочито неправильное написание Trezor, например, было производным от tresor — "сокровище". Имена в обязательном порядке содержали букву Z в качестве указания на электропривод.

Zoe — так Renault назвала свой серийный автомобиль, а до этого несколько предшествующих ему концептов. Имя означало по-гречески "жизнь" и было созвучно с новым суббрендом Z.E. (zero emission — "нулевые выбросы"), под которым планировали выпускать чисто электрические модели. Однако эта идея не понравилась родителям девочек по имени Зоя — те боялись, что детей будут дразнить. Дело даже дошло до суда, но, несмотря на то что это довольно популярное имя во Франции, судья встал на сторону автопроизводителя.

Европейский хэтчбек Captur в России превратился в кроссовер Kaptur. Внешне Renault Kaptur выполнен в той же стилистике, что и модель для Европы, но технически это совершенно другой автомобиль. Renault Kaptur был создан российскими инженерами специально для России: модель поставили на новую платформу Global Access, у него огромный дорожный просвет и несколько полезных опций для нашего климата (система дистанционного запуска двигателя, обогрев лобового стекла по всей поверхности и другие).

counter
Comments system Cackle
Загрузка...