Автоматический провал. Почему так быстро сняли с производства "Волгу" с АКПП
Фото: Wikipedia
Автоматический провал. Почему так быстро сняли с производства "Волгу" с АКПП

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была "Волга" ГАЗ-21. Пусть тираж вышел небольшой, около семи сотен машин, но это была всё-таки модель серийного производства, а не построенный в единичном экземпляре опытный образец. Заводские испытания «автоматического» седана прошли успешно – коробка, сделанная с оглядкой на конструкцию Форда, получилось удачной. Что же пошло не так?

Фото: Wikipedia

 

Вместо вступления

Классическая автоматическая коробка передач, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки, модели Hydramatic, в серийном производстве появилась в США на автомобиле высокого класса Cadillac 1940 года. За океаном возможность избавиться от педали сцепления и необходимости постоянно оперировать переключением передач оценили быстро. К середине 50-х "автоматом" оснащалось примерно 70-80 процентов американских легковых машин, а к концу десятилетия их доля стала приближаться к 100 процентам.

Механические коробки оставались только на совсем уж бюджетных модификациях с рядными 6-цилиндровыми двигателями, обязательным приданым к основному типу мотора – V8 становился "автомат". Правда, тогда считалось, что у гидромеханической передачи низкий КПД, потому ее невозможно спаривать с маломощными 4-цилиндровыми двигателями.

 

Первые советские опыты

Удивительно, но первая автоматическая передача на советских автомобилях появилась как раз на малолитражных моторах. Только разработали ее не в СССР и первыми её носителями стали иномарки –1/1 аналоги и прототипы двух наших популярных машин. С 1946 по 1949 годы в восточной оккупационной зоне Германии действовал ряд конструкторских бюро, подчиненных Советской военной администрации (СВАГ). Там было спроектировано немало интересных новых агрегатов для автомобилей "Москвич", "Победа", ГАЗ-51, ЗИС-150. В серию не пошло практически ничего. 

Даже комплект чертежей на кузов "Москвича" прибыл в Москву, когда аналогичный комплект уже вычертили по образцу "живых" машин Opel Kadet кузовщики МЗМА. Немецкие чертежи пригодились только для проверки, уточнения и правки своих собственных. Так вот, именно в тех бюро СВАГ немецкие конструкторы разработали автоматическую передачу для "Москвича" и мотоцикла М-72. Причем, по результатам испытаний "автомата" образца 1947 года были сделаны необходимые изменения, и на свет появилась новая автоматическая коробка образца 1948 года. Автоматические коробки немцы испытывали на купленных у частных владельцев автомобилях Opel Kadett и мотоциклах BMW R35. 

Внедрить автоматическую передачу на "Москвиче" пытался и сам МЗМА на модели следующего поколения 402-425. Один из опытных образцов постройки 1954 года с кузовом, существенно отличающимся от серийной модели, и перспективным верхнеклапанным двигателем 405 был передан в НАМИ для установки автоматической коробки. 

Тогда же, в середине 50-х на ЗИСе построили опытный образец автобуса ЗИС-155 с гидромеханической коробкой. Вскоре состоялась встреча представителей московских автобусных парков с конструкторами ЗИЛа. Обсуждали недостатки новой модели ЗИЛ-158. Шоферы, ежедневно мучающиеся на маршрутах с частым переключением передач, говорили, что ждут, не дождутся появления гидротрансформатора, и знают, что такое устройство уже существует, но пользуется им только один их коллега – водитель служебного автобуса завода ЗИЛ.

Ближе всех к внедрению советского "автомата" подошел Горьковский автозавод. Один из элементов передачи – это, как известно, гидротрансформатор. Муфта с двумя крыльчатками – первая насажена на коленчатый вал двигателя, вторая – на первичный вал коробки. Они вращаются в "кастрюле", заполненной маслом, за счёт которого первая крыльчатка вращает вторую. Такое устройство уже выпускалось серийно для автомобиля ЗИМ ГАЗ-12. Правда, за гидромуфтой у этого автомобиля в трансмиссии следовала обычная механическая коробка. Оставалось самое сложное – сконструировать планетарную коробку.

Как аналог, в Горький поступил американский седан Ford Mainline с серийной, давно освоенной в производстве, гидромеханической коробкой Ford-O-Matic. Попытки установить её на опытные образцы двигателя будущей "Волги" успеха не имели – характеристики мощности и крутящего момента горьковского и детройтского моторов, мягко говоря, существенно различались. Но агрегат иномарки пригодился, как образец для постройки своей модели, по характеристикам соответствующей двигателю будущей "Волги".

Фото: Wikipedia

 

Автоматическая передача на ГАЗ-21 включала в себя гидротрансформатор (преобразователь крутящего момента), планетарную передачу с фрикционными элементами сцепления и тормоза, гидравлическую систему управления и масляные насосы. Крыльчатка с 31 лопастью на коленвале называлась турбинным колесом, вторая, на коробке с 33 лопастями – насосным. В планетарной коробке было два сцепления, два тормоза и два масляных насоса. 

Трогание с места и разгон происходили на второй передаче, по мере разгона включалась третья, прямая передача, обе работали при положении рычага переключения в позиции Д ("драйв"), первая передача была понижающая, для неё было отдельное положение рычага, таким образом, коробка была трехступенчатая. 

Рычаг переключения находился, как у обычной "Волги", на рулевой колонке, только под рулем стояла шкала со стрелкой, указывающая, какая передача включена. Если переключать от нейтрали на себя и вверх, включался задний ход, если просто вниз – "драйв", от него на себя и вниз – понижающая. При разгоне на понижающей переключения на вторую и третью ступени не происходило. Пуск двигателя происходил на "нейтрали", затем следовало включить "драйв" или задний ход. В отличие от современных машин, при переводе в "драйв" держать тормоз не требовалось – машина трогалась только при нажатии на газ. При коротких остановках, например у светофоров, достаточно было просто не нажимать на педаль газа, оставляя рычаг на "драйве  

Первый образец "Волги" постройки 1954 года был с обычной механической коробкой. Он показал, что требуется корректировка размерности и геометрии кузова. Поэтому весной 1955 года Экспериментальный цех построил вторую и третью машины с измененными проемами ветрового стекла и задних дверей. На них уже установили "автоматы". 

Фото: Wikipedia

 

Кстати, прорабатывался вариант и с двухступенчатой коробкой. На весь май три машины в сопровождении М-72, опытного "Москвича-402-425", иномарок, "Побед" и грузовиков ГАЗ-51 ушли на Государственные испытания из Горького в Крым. "Волги" с автоматическими коробками гоняли по жидкой грязи и горным серпантинам. Автоматическая коробка показала себя не просто работоспособной. У нее нашлось немало преимуществ, актуальных в наших дорожных условиях. Например, застрявшую в грязи машину было легче раскачать, переключая с заднего хода на понижающую и обратно. На понижающей можно было тормозить двигателем, спускаясь с крутой горы.

К 1956 году пришлось перестроить пол-завода для выпуска всех узлов "Волги". Был снят с производства старый двигатель ГАЗ-ММ – его делали в качестве запчастей и для силовой продукции. Для последней разработали специальную модификацию мотора "Волги" с индексом 321. В Ульяновск передали производство ГАЗ-69, во Владимир – военного "изделия 900". Все равно к осени автомобиль был готов, а двигатель для него – нет, как и автоматическая коробка. Министерство разрешило в виде исключения построить "первые 500 машин" с нижнеклапанным двигателем. В качестве альтернативы "автомату" допустили обычную механическую трехступенчатую коробку. Это был очень дальновидный шаг!

Если бы завод «уперся» в программу-максимум обязательной установки "автоматов" на все «Волги», выпуск этого автомобиля мог быть сорван. Случаи, когда новый сложный узел губил всю машину, известны. Герметичные тормоза утопили "полуторку" ГАЗ-56. Нельзя было пойти на компромисс, поставив тормоза, унифицированные с ГАЗ-51 и колеса от ГАЗ-ММ? Форкамерная система зажигания поставила крест на шестицилиндровом верхнеклапанном двигателе и отчасти на последнем ГАЗ-62 ("уменьшенном ГАЗ-66"). Опять же, что мешало остановиться на обычных системах питания и зажигания?

 

В 1957 году автоматическая коробка, наконец, появилась в производстве. Ей комплектовали небольшие партии машин. Ставки на автоматическую передачу все равно делались, потому автоматической "Волге" присвоили индекс базовой модели М-21 без букв. Автоматика дожила до первого рестайлинга – она встречается как на машинах "со звездой", так и на втором выпуске.

 

Причины провала

Почему интересный проект бросили на пол-дороги? Причины называют разные. Первая, что конструкторы разочаровались в своем изобретении, решив, что мощности и крутящего момента четырехцилиндрового двигателя "Волги" недостаточно для работы в паре с "автоматом". Вторая, что массовый выпуск таких коробок был слишком сложен для производственников. Третья, что потребители завалили жалобами на неисправности коробок. Наконец, что надо было продавать такие "Волги" только в Москве, Ленинграде и Горьком, где можно было создать специальные станции техобслуживания, а их начали распределять «в глубинку» и даже на село, где ни о каком сервисе не могло быть и речи. Известен указ "Главмосавтотранса" 1960 года, предписывавший все служебные "Волги" с автоматической передачей передать одной автобазе. 

Автоматическую коробку испытывали в середине 60-х и на некоторых опытных образцах ГАЗ-24. Специалисты сходятся во мнении, что если бы ГАЗ "вытянул" выпуск "автоматов!" на части "Волг", был бы накоплен опыт производства гидромеханических коробок для малоразмерных двигателей, а значит, такие коробки появились бы на ВАЗе, АЗЛК, "Ижмаше". Правда, Главный конструктор АЗЛК А.Ф. Андронов пытался решить проблему, просто купив лицензию на "автомат" у английского отделения американской фирмы Borg-Warner. Свою автоматическую коробку разработали в 1972 году на "Ижмаше" под руководством конструктора А.С. Кондрашкина. Стоит ли говорить, что тут не дошло дело даже до мелкой серии?

 

***

Несколько лет назад "Волга" ГАЗ-21 с внешностью "второго выпуска" украшала экспозицию Военно-технического музея в Черноголовке. У меня была возможность заглянуть под капот и в салон, но познакомиться с машиной в работе или просто поймать ее на ремонтной канаве не удалось. Надеюсь – пока.

Сергей Йонес

counter
Comments system Cackle