От кондиционера до пневмоподвески. Советский "люкс", был ли он?
Фото: Wikipedia
От кондиционера до пневмоподвески. Советский "люкс", был ли он?

Автоматическая трансмиссия – не единственный предмет роскоши, который внедряли в серийные и мелкосерийные автомобили советские конструкторы. Как нетрудно догадаться, другие люксовые опции вроде кондиционера и электроприводов также появились на считаных моделях представительских лимузинов ГАЗ и ЗИЛ. Впрочем, было и одно исключение…

 

Начало

Впервые автомобильный кондиционер представили в США почти 80 лет назад — это произошло на Чикагском автосалоне в 1939 году. Опциональный "кондишен" на Packard 12 Sedan стоил 274 доллара, то есть почти треть самой машины! При этом агрегат был крайне громоздким и управлялся вручную. 

Фото: Shutterstock

 

Тем не менее, в пятидесятые годы кондиционер из своеобразной технической игрушки на американских автомобилях превратился в привычное оборудование, которым наряду с автоматом оснащались многие флагманские модели. Несмотря на то, что кондиционер съедал немалую часть полезного пространства багажника и отнимал мощность у двигателя, на просторных седанах с многолитровыми двигателями это чувствовалось не особо. Зато привычные к комфорту американцы могли наслаждаться приятным микроклиматом, а у производителей автомобилей появилось ощутимое конкурентное преимущество.

Как и автоматическая трансмиссия, до определённого момента автомобильный кондиционер в СССР оставался запретным плодом — то есть, ни на представительском автомобиле ЗИМ, ни на новейшей Волге ГАЗ М-21 конструктивно он не предусматривался.

 

Догнать и перегнать США

Существует версия, что толчком к разработке отечественного кондиционера для автомобиля послужил визит в США Никиты Сергеевича Хрущева. Несмотря на противостояние СССР и США и последовавший вскоре «карибский кризис», Генеральный секретарь ЦК КПСС, по его образному выражению, стремился во многом "догнать и перегнать Америку". Это находило практическую реализацию в копировании многих технических и стилистических решений.

Именно поэтому по распоряжению Хрущева советские инженеры тщательно анализировали на американских прототипах не только конструкцию гидромеханической коробки передач, но и устройство автомобильного кондиционера. Ведь в автомобилях высшего класса такая опция была уместна идеологически, поскольку создавала для сильных мира сего комфортный микроклимат при закрытых окнах. 

В то время Советский Союз закупил несколько новейших моделей Ford, Dodge, Chrysler, Plymouth и Cadillac, конструкция которых подробно изучалась для того, чтобы будущие Чайка и ЗИЛ по уровню оснащения и комфорта не сильно уступали творениям тех, кому Никита Сергеевич показывал с трибуны "кузькину мать". В первую очередь, инженеры пытались понять и воспроизвести автомат и другие узлы ходовой части и рулевого управления — например, гидроусилитель. Разумеется, при разработке конструкции кондиционера ориентировались также на имеющиеся в наличии серийные автомобили из США — например, Plymouth Savoy, Cadillac Fleetwood 75 и Chrysler Imperial.

Фото: Shutterstock

 

Однако ГАЗ-13 кондиционер не получил – считалось, что советские чиновники, которым по уровню положена Чайка, хоть и являются достаточно высокопоставленными, но вполне обойдутся без такой роскоши. Одно дело – главы министерств и ведомств, а совершенно другое – немногочисленная верхушка, к которым относились члены Политбюро и лично первый секретарь. Ведь задание по созданию нового представительского лимузина руководство московского Завода Имени Сталина получило непосредственно от Хрущева. Конкретных пожеланий по поводу дизайна и конструкции автомобиля не прозвучало, но впоследствии генсек включил в список нужных ему опций именно кондиционер.

При этом базовый ЗИЛ-111 установкой кондиционирования воздуха тоже не оснащался! Ее в 1959 году получила отдельная модификация, обозначавшаяся как ЗИЛ-111А. Именно этот шестиоконный лимузин стал первым, пусть и мелкосерийным, советским автомобилем с кондиционером, причем отечественной конструкции, хоть и созданной с оглядкой на "американцев".

Из-за того, что воздуховоды кондиционера нужно было разместить в районе задних стоек крыши, конструкторам пришлось отказаться от панорамного заднего стекла и сделать стойки гораздо более широкими. Каждый пассажир получил собственный дефлектор с индивидуальной регулировкой интенсивности обдува. Конечно, установка получилась весьма громоздкой – она занимала немало места в багажном отделении и увеличивала снаряженную массу «сто одиннадцатого» примерно на 150 кг. Прошедший рестайлинг ЗИЛ-111Г отличался от первого лимузина лишь "выражением лица", которое зиловские художники-конструкторы подогнали под пожелания Хрущева, попутно избавив эксклюзивную модель от внешнего сходства с более «простонародной» Чайкой ГАЗ-13. Ну а кондиционер на обновлённом ЗИЛ-111 стал стандартным оборудованием, без которого представить себе лимузин для высшего руководства страны было уже невозможно.

Фото: Shutterstock

 

Появившийся во второй половине шестидесятых годов новый лимузин под обозначением ЗИЛ-114 получил три (!) отопителя салона и, разумеется, кондиционер в качестве стандартного оборудования. Причем у задних пассажиров был свой блок управления климатической установкой, поскольку водитель и передний пассажир были отделены перегородкой – что называется, раздельный микроклимат в прямом смысле! Еще одной отличительной особенностью машины, напрямую связанной с "климатом", стали атермальные стекла бельгийского производства, благодаря которым салон нагревался значительно меньше. 

Фото: Shutterstock

 

На укороченной версии ЗИЛ-117 блок управления кондиционером «переехал» в переднюю часть салона, объединенного

Несмотря на роскошную комплектацию, эргономика водительского места в легковушках ЗИЛ была, мягко говоря, специфической. 

В новом поколении зиловский лимузин под индексом 4104 (115) получил два кондиционера, работавших автономно. Как и ранее, за тепло в огромном салоне почти четырехтонной машины отвечали три "печки". 

Появившаяся в конце семидесятых Чайка ГАЗ-14 второго поколения в качестве стандартного оборудования получила не только два отопителя, но и кондиционер. 

Довольно громоздкий блок "кондишена" серого цвета располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья не случайно: компоновщики исходили из того, что привилегированная прохлада предназначается именно для VIP-персон, сидящих в задней части салона. Именно поэтому отдельных воздуховодов для водителя и переднего пассажира не предусматривалось. Климатическая установка Чайки была весьма эффективной – при -25С две «печки» прогревали салон до +25С всего за 10 минут, а эффективный кондиционер обеспечивал комфортную температуру внутри седана черного цвета даже в самый знойный день.

Впрочем, Чайку первого поколения кондиционером все-таки оснащали. Правда, не в Горьком, а в Риге, и не обычный шестиоконный седан, а универсал ГАЗ-13С. Специальный заказ на дооснащение в 1982 году поступил из… Вьетнама. На случай войны с Китаем вьетнамцы хотели эвакуировать тело вождя Хо Ши Мина из мавзолея, а в тропическом климате это можно было сделать только в машине с кондиционером, который бы поддерживал внутри салона требуемые +16С. Оснащенные японскими кондиционерами два универсала черного цвета прошли всесторонние испытания в Горьком. 

Поскольку в 1988-м производство ГАЗ-14 неожиданно прекратили по распоряжению Горбачева, этой Чайке судилось стать едва ли не единственной легковушкой ГАЗ советского периода, оснащавшейся кондиционером в качестве стандартного оборудования. Эстафету должна была подхватить перспективная Волга ГАЗ-3105, прототипы которой оснащались климатической установкой с кнопочным блоком управления от… Lancia Thema. Но свои коррективы в печальную судьбу новой Волги внес распад СССР – горьковскому автозаводу стало не до запуска этой модели.

Конструкция переднеприводной "восьмерки" производства Волжского автозавода предполагала возможность комплектации кондиционером японской фирмы SANDEN, однако такой необычной опцией оснащались лишь отдельные партии автомобилей, предназначенных для экспорта в страны с жарким климатом – например, Италию, Израиль, Египет и даже Объединенные Арабские Эмираты. 

Но не Самарой единой! В начале девяностых годов в советских автомагазинах появились комплекты автомобильного кондиционера "Прохлада" (также известен как "Холодок") для Жигулей ВАЗ-2103/2106, которые выпускал завод им Т.Г.Шевченко из г. Вольнянск Запорожской области. Его интересная особенность — отдельный блок охлаждения с дефлекторами, который монтировался под передней панелью ("бардачком") в районе ног пассажира. Именно поэтому о равномерности охлаждения салона говорить не приходилось. Впрочем, эти комплекты кондиционеров начали активно «всплывать» уже в наше время, появляясь в интернет-магазинах — зачастую прямо в заводской упаковке. Однако многие энтузиасты, которые приобрели их, столкнулись как с заводскими дефектами, так и с не самой высокой эффективностью работы такого "кондишена". Аналогичный по компоновке кондиционер для советской "классики" ранее выпускала и японская фирма Hitachi, но по понятным причинам "живьем" в СССР он не встречался.

 

Услужливые сервоприводы

Автомат и кондиционер – далеко не все средства, которыми в советских автомобилях для избранных повышали комфорт. И Чайки, и лимузины ЗИЛ в качестве стандартного оборудования оснащались гидроусилителем рулевого механизма, без которого управлять тяжелой машиной с огромными колесами было бы нелегко даже прошедшим специальную подготовку водителям ГОНов. Правда, эффективный ГУР начисто лишал рулевое управление информативности, но с учетом класса и назначения автомобилей эта особенность никого не расстраивала.

"Чайка" ГАЗ-13 впервые в истории советского автомобилестроения получила пятидиапазонный радиоприемник с автоматической настройкой станций, а также электрический привод выдвижной антенны. Более того, боковые стёкла на этом автомобиле также поднимались и опускались с помощью электроприводов!

На ЗИЛ-111 аналогичный радиоприемник получил вдобавок дистанционное управление с заднего сиденья, а с помощью электричества на этом лимузине двигались не только дверные стёкла, но и стеклянная перегородка внутри салона! На более поздних моделях ЗИЛ добавили и кассетный проигрыватель, причем сначала – в качестве отдельной приставки. 

"Чайка" ГАЗ-14 не сильно уступала московским машинам по количеству наворотов: 17 электродвигателей заведовали механизмами стеклоподъемников, центральных замков и антенны. Модель получила и современную аудиосистему, состоявшую из стереофонического радиоприёмника VEF Radiotehnika RRR и кассетного магнитофона Vilma, причем управлять ими могли и пассажиры заднего ряда. 

"Ноль пятая" Волга по комплектации должна была соответствовать зарубежным аналогам своего класса. Именно поэтому, кроме климат-контроля, комплектация ГАЗ-3105 включала «полный электропакет», причем электрические регулировки получили даже передние сиденья!

Ну а так и не ставший серийным ЗИЛ-4102 планировали оснастить такими необычными "фишками", как раздельный электропривод двух секций заднего сиденья и даже… бортовой компьютер с функцией голосового оповещения. "Говорящий компьютер" по заказу ЗИЛа разработали в Германии, но, увы, дальше двух опытных образцов проект не продвинулся.

 

Пневмоподвеска

Советские легковые автомобили серийно оснащались лишь обычной подвеской с пружинами и рессорами в качестве упругих элементов. Однако разработчики концептуального «автомобиля будущего» НАМИ Компакт-0288 выполнили подвеску небольшой машинки на пневматических элементах, которые позволяли регулировать клиренс в диапазоне от 140 до 200 миллиметров!

Не отставали от московских коллег и украинские конструкторы: в подвеске новой модели внедорожника ЛуАЗ-1301 в Луцке планировали использовать пневмобаллоны, что позволило бы изменять дорожный просвет в пределах от 200 до 270 мм. Правда, до практической реализации "советской пневмы" дело не дошло – засветившись на обложке журнала "За Рулем" в 1989 году, в советский период этот автомобиль так и не стал серийным. Ну а те несколько десятков экземпляров, которые все-таки удалось собрать на ЛуАЗе за следующие полтора десятилетия, по понятным причинам были оснащены тривиальными подвесками, полностью унифицированными с ВАЗ-2108 и Таврией.

Фото: Shutterstock

 

Гидропневматической подвеской с регулировкой высоты уровня пола рижские конструкторы планировали оснастить и свой перспективный переднеприводный микроавтобус РАФ М2, разработкой которого в 1989 году на конкурсной основе занимались несколько сотрудников ИТЦ РАФ. Однако дальше ходовых макетов варианта от НАМИ, получившего название "Стилс", затея не продвинулась.

Олег Полажинец

Источник: kolesa.ru
counter
Comments system Cackle