Электромобиль не приносит прибыли. Тень банкротства нависла над Tesla
Фото: Getty Images
Электромобиль не приносит прибыли. Тень банкротства нависла над Tesla

Это лето может стать решающим для Tesla: производитель электромобилей сделал ставку на массовый рынок, вложив в Model 3 миллиарды долларов, однако пока эти инвестиции не оправдывают себя. Компания продолжает терять непозволительно много, а выйти на достаточный для получения прибыли уровень не получается — сроки его достижения переносились уже дважды. Третий перенос может вылиться для компании Илона Маска в банкротство.

Фото: Getty Images



Илон Маск запускал автомобиль Tesla в космос, ставил его в подземный тоннель, который позволит объезжать городские пробки на скорости 200 км/ч. Но сделать свое главное детище прибыльным эксцентричный миллиардер пока так и не смог. Компания терпит убытки и прожигает миллиарды долларов: с момента выхода на биржу в 2010 году Tesla потратила уже более 10 млрд долларов — необычайно много для публичной компании такого размера, приводит мнение аналитика Bernstein Тони Сакконаги The Wall Street Journal. Однако приближается момент, когда компании придется либо начать зарабатывать, либо оказаться под угрозой банкротства.

Финансовые отчеты Tesla за прошлый год показывали, что компания тратит примерно по млрд долларов за квартал. К концу 2017 года в распоряжении производителя оставалось около 3,4 млрд долларов. Это означает, что при таких темпах затрат компания Илона Маска останется без наличных средств уже осенью этого года. Большая часть этих денег была потрачена Маском на запуск бюджетного электромобиля Model 3, который собирается на новой платформе, отличающейся от предыдущих моделей компании.

Осенью прошлого года компания начала осуществлять первые поставки Model 3. Однако чтобы массовый автомобиль начал приносить прибыль, компании как минимум необходимо выйти на уровень производства 5 тыс. машин в неделю. Именно такую цель поставил перед своей компанией Илон Маск. Изначально планировалось достичь отметки 20 тыс. выпускаемых авто в месяц к концу 2017 года, но с этой задачей компания не справилась и уже дважды переносила сроки достижения этой цели. Теперь производитель рассчитывает выйти на уровень 5 тыс. авто в неделю до конца июня.

Илон Маск делает все для достижения этой цели — в частности, недавно сообщалось о приостановке работ на заводе во Фримонте, занятым производством Model 3, для проведения технических работ по усовершенствованию процесса выпуска. В ближайшие месяцы, согласно сообщению компании, ожидается еще несколько таких пауз. Если же Tesla не справится с поставленной задачей и в этот раз, то найти средства для дальнейшего производства компании будет очень сложно.

Фото: Getty Images


Сама Tesla заявляла, что у нее есть еще 2 млрд долларов неиспользованных кредитных средств, однако часть из них может быть использована только на определенные цели. Кроме того, компания столкнется с повышением процентной ставки по долговым облигациям на 10 млрд долларов и увеличением расходов на наращивание темпов производства. В довершение всего, в случае очередного провала Tesla грозит потеря доверия со стороны инвесторов. А те уже начали уходить из проекта: трое из десяти крупнейших акционеров недавно сократили свое присутствие в уставном капитале компании, о чем свидетельствует отчетность за последний квартал. Например, Fidelity Investments, которая является вторым по величине акционером после самого Илона Маска, за последние три квартала 2017 года почти втрое сократила свою долю в Tesla.

В таких условиях компания, которая считалась самой успешной на рынке электромобилей, может оказаться в безвыходной ситуации и стать банкротом. На решающий рывок у Илона Маска остается три месяца.

Кирилл Сарханянц

counter
Comments system Cackle