Легенда номер 412. Пять причин любить и ненавидеть Москвич
Фото: Wikipedia
Легенда номер 412. Пять причин любить и ненавидеть Москвич

О старых советских машинах приходится рассказывать по-особенному: ну никак не применишь к ним критерии, по которым меряют современный автопром. И это здорово – ведь эти рассказы дают понять, за что любили автомобили раньше. И за что ненавидели.

Москвич-412, явившийся эволюционным развитием модели 408, был запущен на МЗМА (который позже стал заводом АЗЛК) в 1967 году, а годом позднее – на Ижевском автозаводе.В отличие от Запорожца, который в 1970-е годы был хоть и вожделенным, но всё-таки не престижным автомобилем, Москвич-412 являл собой настоящий «советский люкс», и даже появившиеся в 1971-м Жигули не смогли в одночасье сместить его с пьедестала – уж очень много у него было поклонников. Есть они и сейчас. Да и машины в довольно большом количестве на ходу – иным уж по 50 лет, но они ездят себе, периодически радуя или огорчая владельцев.

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 5: ТЕКУЩИЕ САЛЬНИКИ

Ну как огорчая? Скорее, просто заставляя проникнуться. Текущие сальники на советских автомобилях – это, вообще говоря, анекдот (жаль, что формат статьи никак не способствует анекдотам, но когда-нибудь стоит его рассказать). В общем, примерно до "ноль-первых" Жигулей считалось совершенно нормальным, что сальники текут. В частности, сальники заднего моста на Москвичах текли всегда, и никому даже не приходило в голову искоренять эту проблему, нужно было лишь периодически доливать масла – ну просто вот так это было спроектировано и изготовлено. Простить, понять и принять. Так что у этой "ненависти" только пятое место.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 5: "ФИШКИ" И СТИЛЬ

По меркам 1970-х "четыреста двенадцатый" был очень стильным автомобилем, и надо сказать, стиль оказался тем самым, что пережил моду – машина и сегодня выглядит весьма гармонично. И динамичный силуэт, и плавники задних фонарей – всё это вроде бы совсем недавно считалось архаикой, но сегодня… вам же не приходит в голову критиковать Мэрилин Монро за фигуру?

Сегодня облик Москвича-412 — канонический образ для учебника по истории автопрома. Как вам салон с сиденьями из белого или красного кожзама? А радиоприёмник, который мог стоять в автомобиле, а мог вытаскиваться из передней панели (не просто так, а через «разблокировку» поворотом отдельного ключа в специальном замке) и становиться автономным, потому что у него была собственная батарея, антенна и динамик? Уау! Какие, нафиг, Жигули?

Фото: Wikipedia

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 4: МАЛОЭФФЕКТИВНАЯ ПЕЧКА НА РАННИХ МАШИНАХ

Часть недовольств автомобилем у нынешних владельцев "четыреста двенадцатых" проявляется как раз в том, что он, дескать, холодный. Но не стоит спешить с выводами: более опытные товарищи на это вполне справедливо возражают, что большая часть проблем с этим автомобилем возникает по недосмотру и нерадивости хозяина – не забывайте, это же тачка из той эпохи, в которой техника требовала чуть большего ухода, чем регулярная доливка омывайки.

Но вот в машинах ранних годов выпуска действительно были проблемы с отопителем – его радиатор был склонен к завоздушиванию, из-за чего тепла в салон поставлял мало. Такие варианты нынче в цене для реставраторов, ценящих максимальную аутентичность, но прочие владельцы предпочитают более эффективные печки, появившиеся на Москвичах в 1970-х годах. 

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 4: СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Созданный на ЗМЗ 1,5-литровый мотор волею судеб стал для "четыреста двенадцатого" единственным на протяжении всего его жизненного пути – напомним, на АЗЛК модель выпускали до 1975-го, а на Ижевском автозаводе аж до 1998-го. Но на ранней стадии он сослужил отличную службу модели и, по сути, создал ей реноме. Мотор "пиковый", ездить на нем было сложнее, чем на жигулевском, но форсировался он меньшими затратами и при этом имел прекрасный ресурс, благодаря чему и заработал для Москвича спортивную славу – в первую очередь, раллийную. Что до коробки, то все передачи начинали нормально включаться только спустя год после начала эксплуатации, но четкость сохранялась на десятилетия, да и тянуться за "нечетными", в отличие от Жигулей, не приходилось. Главное – не пытаться воткнуть пятую, ведь там у Москвича задняя…

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 3: ЭРГОНОМИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ИЗ 1960-Х

Вот яркий пример ненависти родом из сегодняшнего дня – в первые годы выпуска Москвича ругать его за эргономику или уровень безопасности не пришло бы в голову никому. Но уж коль эти машины до сих пор в строю, им приходится иметь дело с нынешними владельцами (которые зачастую уже не первые) и с их мнением. Посадка с прямой спиной, маленькое левое зеркало и отсутствие правого, тонкий обод руля – вот короткий список современных претензий к Москвичу. Зато тонкие передние стойки кузова обеспечивают великолепную обзорность. Только не думайте о пассивной безопасности кузова или о готовности Москвича к экстремальным маневрам вроде "лосиного" теста.

Фото: Wikipedia

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 3: ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ

Объем багажника "четыреста двенадцатого" составляет 350 литров, а паспортная грузоподъемность – всего 340 кг. Как вы понимаете, ключевое слово тут – "паспортная". Рессорная задняя подвеска этих машин позволяла загружать их так, что и в страшном сне не может привидеться нежным пружинкам ваших Солярисов. Каких только издевательств Москвичи не терпели (просто перечитайте, что мы писали по этому поводу о Запорожце и умножьте на два) и, самое удивительное, продолжают терпеть: "Сегодня с отцом ездили на москвиченке сдавать металлолом. Загрузили 300 кг чермета, Москвич принял позу атакующего таракана и поехали…", — радостно пишет в своём блоге пользователь TRD22. И это они с отцом ещё багажник на крышу не поставили…

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 2: ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ БЕНЗОНАСОС

Да, родной москвичевский бензонасос действительно склонен к перегреву – сейчас на них ездят только фанаты старой закалки, коих, впрочем, немало. Но проблема в том, что перегреваясь, насос перестает качать, и автомобиль глохнет. Те, кому осточертели дедовские способы вроде водруженной на насос мокрой тряпочки, меняют родной узел на аналогичный от автомобилей ВАЗ, но, так как и они указанной склонности полностью не лишены, то часть тюнеров идет дальше и ставит электрические бензонасосы сверхнизкого давления – такие подходят, например, от карбюраторных Ford Scorpio или Sierra. 

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 2: ПРОХОДИМОСТЬ

Всего 75 силенок, 108 "ньютонометров" и покрышек НИИШП-Ралли на задней оси вполне хватало, чтобы превратить Москвич в почти вездеход. Да, привод задний, независимая двухрычажка только спереди, (сзади – неразрезной мост), но дорожный просвет в 173 мм в сочетании с базой в 2 400 мм позволяет этой машине показывать чудеса проходимости. Впоследствии даже появилась модель 21406 "для села", где клиренс был ещё больше, а движок – дефорсирован под более доступный А-76… Впрочем, подобные переделки осуществлялись повсеместно и в гаражах, но о "гаражном тюнинге" – дальше.

Фото: Wikipedia

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 1: НЕТ ШУМОИЗОЛЯЦИИ

Не плохая или недостаточная, а просто отсутствующая – такова шумоизоляция в Москвичах. Нет, формально она кое-где присутствует, но исключительно формально. Неподготовленный "юзер", впервые попавший на борт 412 с заведённым мотором, ощущает себя в консервной банке, по которой бьют велосипедными цепями. К счастью, это тот аспект конструкции Москвича, который отлично поддается улучшению, чем владельцы с огромным энтузиазмом и занимаются. 

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 1: НЕПРИХОТЛИВОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ

Нет, Москвич-412 не вошёл в историю как эталон надежности – он выпускался слишком долго, и хоть и попытался угнаться за временем, превратившись в АЗЛК-2140, его репутация затерялась на фоне более современных моделей. Однако для 1970-х годов это был прекрасный автомобиль, причем в первую очередь именно с точки зрения неприхотливости, приспособленности к реалиям СССР. Он фактически избежал "детских болезней" (кроме капризного отопителя особо и вспомнить нечего), что для советского автомобиля почти нонсенс. Он мог быть отремонтирован в любом гараже, причем за копейки. Он любил уход, но дарил комфорт и позитив. Отличный памятник эпохи. А для тех, кто владеет им сейчас – настоящая машина времени.

***

Многие придерживаются мнения, что быть хоть как-то пригодным для каждодневной эксплуатации "четыреста двенадцатый", разработанный в 1960-х (а по сути – выросший из конструкции древнего "четыреста восьмого") сегодня может быть только с поправкой на повсеместный на "улучшайзинг": пресловутая доработка карба К-126 (а лучше – замена на "допиленный" "Солекс" от ВАЗ-2109), замена распределителя зажигания на бесконтактный от Волги, родного масляного фильтра – на жигулевский с переходником, термостата – на фольксвагеновский от Passat B3… и так далее. Находятся и те, кто любит эту машину в первозданном виде. Но и первые, и вторые питают к Москвичу самые нежные чувства. Ненавистью тут и не пахнет. Пахнет разогретым маслом – видать, сальники опять потекли…

Иннокентий Кишкурно

Источник: kolesa.ru
counter
Comments system Cackle