Кроссоверы: 5 причин, почему мы их так ненавидим
Фото: Getty Images
Кроссоверы: 5 причин, почему мы их так ненавидим

В музыке кроссовер – это смешение двух стилей, а для нас, автомобилистов, это, конечно, смешение нескольких автомобилей. То ли внедорожника с чертами городского универсала/хэтчбека, то ли наоборот. Все мы, по-своему, конечно, любим кроссоверы за их универсальность, и цифры продаж тому явное подтверждение, но сейчас давайте поразмышляем, за что мы их терпеть не можем.

Ситуация вокруг кроссоверов пронизана раздражающими вещами, как эфир Владимира Соловьева. Садясь за их руль, люди сходят с ума. Расталкивая "Матизы" с пиццей они проезжают по школьной экскурсии на пешеходном переходе, потому что начались скидки в Л'Этуаль. А вечером, паркуясь у дома, встают одним колесом на бордюре, а другим – на детской карусели. 

При этом сами кроссоверы обычно более прожорливые, чем традиционные легковушки, и выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ, потому что имеют лишний вес и аэродинамику Саяно-Шушенской ГЭС. 

Ах да, мы еще забыли съязвить в адрес "вседорожных" моделей Bentley, Porsche, Lamborghini и Rolls-Royce, но пока мы попробуем успокоиться и ограничимся несколькими главными причинами нашей всепоглощающей ненависти.

Фото: Getty Images

 

Высокая добавленная стоимость 

Чтобы проиллюстрировать этот аспект, можно вспомнить историю модели Qashqai, которую придумали в офисе Nissan, когда столкнулись с убытками на британском заводе в Сандерленде. Выпускавшаяся там европейская версия модели Almera продавалась плохо и приносила убытки, и над филиалом нависла опасность закрытия. 

Рассчитывать на увеличение спроса на "Альмеру" не приходилось – оставалось придумывать, как зарабатывать на каждой машине больше. После мозгового штурма сотрудники пришли к выводу, что им очень нужна массовая модель, которая в производстве будет обходиться примерно как городской хэтчбек, но сможет продаваться по более высокой цене. В общем, они придумали Qashqai. 

Фото: Getty Images

 

Покупатели расценили высокий дорожный просвет как достаточное основание для того, чтобы заплатить больше, а конкуренты быстро поняли, что если не поторопятся, то проморгают тренд десятилетия. А ведь задолго до этого из-за высокой доходности автомобилей класса SUV в США буквально озолотилась "Большая тройка". Так что кроссоверы позволяют компаниям больше зарабатывать, а нам – больше тратить.

 

Отсутствие драйверского духа 

Большинство современных кроссоверов построены на базе легковых платформ и это хорошо – легковушки сразу разрабатываются так, чтобы ездить на них было приятно и безопасно в первую очередь по асфальтированным дорогам. Поэтому от большинства врожденных недостатков настоящих внедорожников (длинный руль, валкость, слабые тормоза) кроссоверы оказываются избавлены еще на стадии проектирования. 

С другой стороны, кроссоверы должны вмещать больше груза, должны быть просторнее и удобнее внутри и обязаны не бояться плохих дорог. И это влечет за собой целый ряд недостатков. 

Проблема в том, что найти удачный компромисс между комфортом и управляемостью разработчикам кроссоверов удается далеко не всегда. Высокий центр масс (и сама возросшая масса более крупного кузова) заставляет машину сильнее крениться в поворотах, а необходимость справляться с разбитым асфальтом вынуждает инженеров "распускать" подвески, что опять же негативно сказывается на удовольствии от управления таким автомобилем. И пусть некоторым импульсивным владельцам кроссоверов кажется, что они выглядят в потоке, как гонщики, на деле это похоже на бег с препятствиями верхом на носороге. 

При этом любые попытки заставить кроссовер ехать с азартом легковушки приводит к тому, что дорожный просвет сокращается до смешных цифр, а подвеска превращается в камень, отчего комфорта на проселке, ради которого и был придуман этот класс автомобилей, не остается. От слова "совсем".

 

"Способности" на бездорожье 

Простонародное прозвище "паркетник" как-то сошло на нет, хотя реальный дорожный просвет некоторых кроссоверов под защитой двигателя составляет меньше 150 миллиметров. У других хромает геометрическая проходимость (вам же нравятся красивые блестящие бамперы, да?) и машина в буквальном смысле "ест" землю губой переднего бампера. Или оставляет задний. 

Фото: Getty Images

 

При этом полноприводная трансмиссия (если она вообще имеется) зачастую не выдерживает сколько-нибудь серьезной нагрузки: греются вариаторы, муфты, тормоза и автомобиль становится переднеприводным. Настоящее железо для преодоления бездорожья (вроде межосевых и межколесных блокировок) имитирует электроника (с переменным успехом), а в качестве бесплатного утешительного приза нам, как всегда, дарят что-то ненужное – вроде системы помощи при спуске с горки. Такую же полезную, как система антиопрокидывания холодильника или встроенный прикуриватель для стиральной машины. 

Вы ее хоть раз включали? (Если да, напишите в комментариях, зачем).

Фото: Getty Images

 

Недокроссоверы 

Надо признать, что кроссоверы – это в первую очередь мода. Или даже нездоровое увлечение. Ведь родился этот класс автомобилей не в России или Эфиопии, где с дорогами действительно не очень, а в странах, где этой проблемы не существует. Впрочем, встречаются в автомобильном мире и более странные формы жизни – машины, которые под кроссоверы маскируются, как ложные опята и лисички. 

Ведь если немного приподнять обычный хэтчбек над дорогой и украсить по кругу черной "юбкой", то его можно продавать дороже (см п1)! При этом полный привод у таких машин не предусмотрен в принципе ни за какие доплаты. 

В природе это называется мимикрия и позволяет какому-нибудь листохвостому геккону прикидываться тем, кем он не является, заслужив свое скромное место в эволюции. С другой стороны, в черную защиту бамперов, порогов и днища надо бы одевать каждую машину, приезжающую в Россию, от Fiat 500 до Rolls-Royce Phantom. Правда, кроссовером она от этого все равно не станет.

Илья Фролов

counter
Comments system Cackle