Автомобили для советской элиты, которые не уступали иномаркам
Фото: Wikipedia
Автомобили для советской элиты, которые не уступали иномаркам

В СССР много чего не было. Зато если уж что-то появлялось, то оно было как минимум не хуже западных аналогов. Яркий тому пример — огромные, солидные автомобили, оснащенные могучими моторами V8.

 

ЗиЛовская братия 

Главным по "большим и черным" автомобилям в Советском Союзе был автозавод имени Лихачева. Настоящим прорывам можно считать ЗиЛ-111, который сменил на боевом посту устаревший морально ЗиС-110. Кстати, силовой агрегат ЗиСа тоже мог похвастать восьмью цилиндрами, только они располагались не под углом, а в ряд. 

Фото: Wikipedia

 

"Сто одиннадцатый" обзавелся новым 8-цилиндровым силовым агрегатом с рабочим объемом в 6 литров, который выдавал достойные 200 лошадиных сил и 442 Нм крутящего момента. Компанию ему составила 2-ступенчатая гидротрансформаторная АКПП. 

Этот автомобиль лег в основу еще одной удивительной модели — фаэтону ЗиЛ-111 В. Эту машины принято было считать приемником эпохального кабриолета ЗиС-110 В. 

ЗиЛ-111 находился в производстве с 1959 года по 1967. За эти годы было создано более 110 автомобилей в разных вариациях.

Что же касается модели ЗиЛ-114, она, в свою очередь, является наследником "сто одиннадцатого". Автомобиль попал в производство в 1967 году, и продержался до 1978-го. За 11 лет было произведено 113 экземпляров.

"Сто четырнадцатый" получил карбюраторный мотор V8 с рабочим объемом в 7 литров, мощностью в 300 л.с. и крутящим моментом 560 Нм. В паре с ним работал 3-ступенчатый "автомат". 

Фото: Wikipedia

 

По поводу появления ЗиЛа-117 существует две версии. Первая — официальная — заключается в том, что на заводе просто решили создать более скоростной, динамичный и маневренный вариант "сто четырнадцатого". Мол, такая машина будет к месту в эскорте сопровождения. 

Вторая же версия гласит, что "сто семнадцатого" создали по личному распоряжению генсека Леонида Брежнева. По легенде, он заказал "авто для драйва". Подтверждением этой гипотезы служат воспоминания очевидцев, которые видели, как Брежнев частенько гонял на ЗиЛе-117, находясь именно за рулем. 

Фото: Wikipedia

 

Этот автомобиль оснащался 7-литровым мотором, выдающим 300 лошадиных сил. Компанию ему составлял 3-ступенчатый "автомат".

На основе "сто семнадцатого" также было создано несколько спецверсий. Например, ЗиЛ-117ВЕ — кабриолет с экранированной системой электрооборудования. А модификация 117 В принимала участия в парадах на Красной и Дворцовой площадях. 

В производстве седан продержался с 1971 по 1978 годы.

В 1978 году на смену "сто семнадцатому" пришел ЗиЛ-4104. Изначально этот автомобиль представительского класса должен был получить индекс 115. Но в момент его создания в СССР приняли новую систему классификации.

Фото: Wikipedia

 

Эта модель получила могучий мотор с рабочим объемом 7,7-литров мощностью в 315 л.с. и 3-ступенчатую АКПП. Автомобиль стал отличной площадкой для экспериментов — на его основе было создано 11 различных модификаций.

Вообще, завод имени Лихачева славился своими "взрослыми" машинами. Кроме моделей, о которых мы уже рассказали, можно вспомнить ЗиЛ-41045 (по сути рестайлинг "ноль четвертого"), ЗиЛ-4102 (создали лишь два опытных образца) и ЗиЛ-112С (к представительским авто он не имел отношения — был спортсменом).

 

ГАЗовая атака 

В создании представительских авто у ЗиЛа почти не было конкурентов. Под "почти" стоит подразумевать стальных монстров, созданных на Горьковском автомобильном заводе. Их творения, надо признать, мало в чем уступали ЗиЛам. 

Наверное, самый яркий пример — ГАЗ-13 "Чайка". Этот автомобиль, если можно так выразиться, при жизни перекочевал в когорту легенд советского автопрома. Внешне "Чайка" казалась выходцем из капиталистического Запада — так красиво нарисовали ее дизайнеры. В этом автомобиле удалось грамотно соединить все: стиль, роскошь, статусность.

Фото: Janos Tamas, Wikipedia

 

"Тринадцатый" получил 5,5-литровый силовой агрегат, выдававший 195 лошадиных сил и 412 Нм крутящего момента. Компанию ему составил 3-ступенчатый "автомат". 

Естественно, на базе "Чайки" было создано несколько различных модификаций. Например, ГАЗ-13Д, который отличался силовым агрегатом на 215 л.с. Была и версия с мягким верхом — ГАЗ-13Б.

Полет "Чайка" начала в 1958 году, и закончила спустя 23 года. За это время было выпущено свыше 3 тысяч экземпляров.

В 1977 году было налажено производство преемника — "Чайки" ГАЗ-14. Этот автомобиль выглядел совершенно по-другому. Его облик стал более серьезным и внушающим, но при этом лишился уникальной эстетики.

Фото: Wikipedia

 

"Четырнадцатый" получил 5,5-литровый двигатель мощностью в 220 лошадиных сил и 3-ступенчатую АКПП. На базе ГАЗа-14 со временем появилось несколько интересных модификаций. Например, модель 14−05, созданная для участия в парадах. 

В 1988 году "четырнадцатую" сняли с производства. Всего же было выпущено порядка 1100 автомобилей.

Отдельно стоит помянуть машины для советских спецслужб. В народе эти транспортные средства прозвали "догонялками". Одной из первых инициацию прошла модель ГАЗ-23. Этот авто получил мотор V8 с рабочим объемом 5,5-литров и мощностью в 195 лошадиных сил. Чтобы разогнаться до сотни, "двадцать третьему" требовалось 16 секунд, а максимальная скорость составляла 160 километров в час. 

Были и другие интересные "догонялки" с V8: ГАЗ-24−24 (сменила ГАЗ-23) и ГАЗ-3105 (в серию не попал из-за прекращения финансирования).

Павел Жуков

counter
Comments system Cackle