ВАЗ 2105: пять причин, по которым мы ее любили и ненавидели
Фото: Wikipedia
ВАЗ 2105: пять причин, по которым мы ее любили и ненавидели

Эта модель в конце 1970-х стала довольно радикальным апгрейдом вазовской классики. Сегодня это кажется почти смешным, историей из разряда было давно и неправда. Но как ни крути, а все эти годы "пятерка" была с нами. Пришло время поговорить о чувствах, которые мы испытываем к одному из самых российских автомобилей.

"Пятерка" была последней серьезной попыткой сделать что-то на старой платформе ВАЗ-2101, но при этом заметно отличающееся от прародителя. Поначалу у нее была масса "детских болезней", но от большинства из них избавились за годы производства. Однако некоторые "болезни" появились в поздние годы (похожие истории переживали Москвич и Ока), а то, что казалось данностью или особенностями конструкции, с течением времени превратилось сплошное неудобство и архаизм. Примерно то же самое и с плюсами этой машины: если поначалу ее ценили за новизну и стиль, то сейчас – за совершенно другие качества.

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 5: УСТАРЕВШИЙ ДИЗАЙН

"Пятерке" почти не досталось лавров, пожатых на благодатной почве стиля ретро – в отличие, скажем, от "копейки", "тройки" или "шестерки". Ее стилистика – модный в 1980-х "кубизм", не переживший свой век, и поэтому к классике ее теперь причисляют не в силу вызывающих ностальгию утонченных линий кузова или интерьера, а исключительно из-за заднего привода. Владельцы про внешность "пятерки", равно как и о дизайне интерьера, высказываются в том смысле, что "что с нее возьмешь". Когда она только появилась, она выглядела действительно здорово, но теперь на ее внешность всем просто плевать. Так что это, собственно говоря, даже не повод для ненависти.

Фото: Charles01 - Own work, Wikipedia

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 5: ЭФФЕКТИВНЫЙ ОТОПИТЕЛЬ

Отличная "печка", по большому счету унаследованная от ВАЗ-2101, сослужила добрую службу и «пятерке», и многим другим вазовским автомобилям. Единственным автомобилем, в котором этой печки хватало с трудом, была вышеупомянутая Ока (в силу двухцилиндрового мотора и большой площади остекления салона), но что касается "классики", то все автомобили этого вазовского семейства хвалят за теплый салон. Это одна из тех черт, которая делает "пятерку" по-настоящему российским автомобилем. Как и легкий аромат бензина, проникающий в салон через воздуховоды вместе с теплым воздухом.

 

НЕНАВИСТЬ  НОМЕР 4: ПЛОХИЕ ЭРГОНОМИКА И КОМФОРТ САЛОНА

Создатели ВАЗ-2105 действительно пытались добавить комфорта какими-то средствами помимо неплохого отопителя, но с тех пор прошло слишком много лет. Ныне "пятерка" с натяжкой удовлетворяет даже самым скромным требованиям к комфорту. Владельцы жалуются на посадку за рулем "родом из 1960-х" (она такая и есть!), на собственно передние сиденья (даром что в поздних машинах использовались некогда люксовые "семерочные"), в которых едва ли можно сносно существовать в мало-мальски дальней дороге, на отсутствие гидроусилителя и кондиционера, на тесноту заднего ряда… Вдобавок к этому на машинах поздних лет выпуска в ноги заднего пассажира немилосердно дует из щели между дверью и средней стойкой кузова.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 4: НАДЕЖНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

На ВАЗ-2105 за все время производства ставили несколько двигателей, являющихся вариациями самого первого двигателя ВАЗ-2101. Поначалу на "пятерки" ставили собственный 1,3-литровый 69-сильный двигатель с ременным приводом ГРМ, но наилучшим образом на ней прижился так называемый "троечный" (с индексом ВАЗ-2103) 1,5-литровый 71-сильный мотор с более надежной (хоть и более шумной) цепью привода ГРМ. Объективно, это самый удачный "классический" двигатель ВАЗа, и "пятерки" под индексом ВАЗ-21053 комплектовались им вплоть до завершения выпуска в 2010 году. Двигатель с годами несколько модернизировался – перевелся с карбюратора на распределенный впрыск и обзавелся погружным электрическим бензонасосом в системе питания – но своих главных плюсов не растерял: надежность, ресурс, низкая чувствительность к качеству топлива и способность завестись в любой мороз.

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 3: СЛАБЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Когда-то вся вазовская "классика" считалась чуть ли не эталоном неубиваемости, ведь из утонченного итальянского седанчика некогда получилась вазовская "копейка", которая, в отличие от прародителя, по выживаемости на российских дорогах давала фору иным представителям тогдашнего отечественного автопрома. Но годы идут, и все познается в сравнении: шаровые опоры передней подвески и кронштейн тяги Панара в задней – это частая головная боль многих водителей.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 3: БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТЮНИНГА

С другой стороны, способов повышения любых качеств вашей "пятерки" — надежности, управляемости, проходимости – существует масса. Рынок забит недорогими тюнинговыми комплектами для подвески, тормозов, рулевого управления, трансмиссии, двигателя… Вообще на вазовской "классике" в России держатся многие направления тюнинга, любительского спорта и просто молодежного фана: стрит, дрифт, БПАН, "боевая классика" и прочее веселье.

Фото: Ellesmere FNC, Wikipedia

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 2: КОРРОЗИЯ КУЗОВА

Как незаметно эта процедура ушла в историю – сразу после покупки загонять автомобиль на полную антикоррозийную обработку. Большинство современных автомобилей в этом не нуждается, несмотря на агрессивные составы, которыми поливают дороги, а вот "пятерка" в этом нуждалась (и нуждается) весьма. Хотя процесс окраски классических кузовов на ВАЗе и претерпевал некоторые изменения, по нынешним меркам коррозионная стойкость кузова ВАЗ-2105 далека от великолепной. Все начинается с банальных "рыжиков" по кузову и заканчивается сквозными дырами в днище, порогах и крыльях, которые, в отличие от более поздних моделей ВАЗа, нельзя просто так снять и заменить на новые, ибо они не прикручены, а приварены. 

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 2: ДЕШЕВИЗНА ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

За это любят "пятерку" большинство владельцев. Конструкция ее максимально проста, запчасти в большинстве своем дешевы и совершено доступны, поэтому осуществить почти любой ремонт буквально в поле, имея в распоряжении пару ключей, отвертку, молоток и такую-то матерь, не составляет труда для мало-мальски рукастого автомобилиста.

Фото: Wikipedia

 

НЕНАВИСТЬ НОМЕР 1: НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

А ремонтироваться приходится часто. Комментарий, максимально четко описывающий этот пункт, выглядит так: "она может сломаться, стоя в гараже". Как мы уже говорили, когда-то над надежностью ВАЗ-2105 всерьез работали, избавляя ее от огрехов первых лет выпуска, но потом на смену этим огрехам пришли не слишком качественные комплектующие и провалы в системе качества сборки. Теперь надежность этого автомобиля называют "лотерейной" — опять-таки, как у Оки, она сильно разнится от автомобиля к автомобилю. И да, ВАЗ-2105 – это один из тех автомобилей, которым нужен постоянный уход.

 

ЛЮБОВЬ НОМЕР 1: ИДЕАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Но согласитесь, этот самый "постоянный уход" и делал автомобили прошлого столь притягательными, вместе с капризностью наделяя их характером и заставляя воспринимать почти живыми. Да, ВАЗ-2105 по сравнению с современными машинами довольно часто ломается, но если бы кто-то хотел изобрести идеальный тренажер для начинающего автомобилиста, он должен был бы выглядеть и работать именно так, заставляя вашего взрослеющего отпрыска разбираться в особенностях настройки карбюратора, учиться регулировать клапана или менять шаровые. Только… все это было здорово 15 или 10 лет назад, а нужно ли это теперь? Нужно, и еще как! Но не крупных городах, где вы даже в самом жестком случае не ковыряетесь в моторе, а вызываете эвакуатор и везете машину в сервис.

 

***

Сегодня "пятерка" — это не автомобиль для начинающих, а, скорее, автомобиль для энтузиастов (то есть автомобилистов в изначальном смысле этого слова), и неважно, начинающих или опытных. И пусть среди слабых качеств есть никакая безопасность или неважная управляемость – с помощью нескольких толковых железок поправить можно все, уверены фанаты таких машин. Зато среди сильных сторон этой машины мы нашли высказывание о том, что ВАЗ-2105 ездит там, где, извините, волки боятся заниматься отправлением естественных надобностей. Вероятно, автор имел ввиду проходимость, но она, объективно говоря, у ВАЗ-2105 не слишком выдающаяся. На наш взгляд, у этой фразы обнаруживается еще один смысл: в современном мире ареал обитания "пятерки" – провинция, которая в России, как известно, повсюду за окружными дорогами двух столиц.

Иннокентий Кишкурно

counter
Comments system Cackle