Без клаксона не выжить. Правила дорожного движения по-индийски
Фото: Getty Images
Без клаксона не выжить. Правила дорожного движения по-индийски

Собираетесь взять в Индии машину напрокат? Тогда прочитайте прежде эти заметки об особенностях дорожного движения в этой стране.

 

1. Левостороннее движение

В наследство от англичан индийцам досталось левостороннее движение. Поэтому вам придется привыкать ездить на праворульном автомобиле по левой стороне дороги. Но, привыкнув, расслабляться не стоит: если на узкой горной дороге вам придется разъезжаться со встречным автомобилем, то ее водитель может решить делать это как справа, так и слева - как ему будет удобно.

Фото: Getty Images

 

2. Звуковой сигнал

Главная деталь индийского автомобиля - клаксон. Если не научитесь правильно и постоянно пользоваться гудком - вам в этой стране не выжить. Запоминайте: гудеть нужно при обгоне, опережении, при приближении к опасному участку дороги с ограниченной видимостью - словом, всегда, когда вам нужно, чтобы другие водители вас заметили. Если вы не сигналите - считайте, что вы невидимы. Кстати, у многих грузовиков сзади на кузове крупная надпись "Blow Horn" - "Жми на гудок!", другими словами, если вы не гудите, вас не существует.

 

Участники дорожного движения

"Они буддисты, у них впереди много жизней" - такие мысли возникают, когда видишь, как водитель, двигаясь в плотном потоке, повернувшись назад, беседует с попутчицей и одновременно пытается найти что-то в телефоне. Некоторые умудряются еще за рулем пить кофе или смотреть фильм по планшету, висящему над зеркалом заднего вида. 

Помимо коллег-автомобилистов и обычно-привычных автобусов и мотоциклов рядом с вами на дороге окажутся люди на мопедах и тракторах, велорикши и школьники на велосипедах. В Индии постоянно встречаются "экзотические" участники дорожного движения: перед капотом вдруг оказывается то стадо овец, то пара разлегшихся на середине дороги коров, то отдыхающий бездомный, то продавец газет или воды. Ближе к югу на магистрали можно встретить не только повозку с лошадью или ослом, но и слона или верблюда. 

А еще нередко даже в городах на дорогах вообще нет ни тротуаров, ни обочины, и потому на проезжей части постоянно оказываются пешеходы.

 

Скорость

Знаки об ограничении скорости - не повод ее снижать. Однако знатоки Индии советуют: хотите рассчитать время в пути - нужно исходить из того, что глобально средняя скорость будет не больше 20-30 километров в час. Секрет прост: хотя водители постоянно "топят" педаль газа и разгоняются до 80-100 километров в час, примерно раз в 2-3 минуты им приходится резко тормозить из-за препятствий (см. предыдущий пункт).

Фото: Getty Images

 

Разметка

Обычно ее нет. Но, даже если разделительная полоса обозначена, похоже, большинство водителей полагают, что при движении она должна быть строго по центру машины, потому что по краям дороги всегда сидят люди, лежат коровы и собаки - так что двигаться в своем ряду при всем желании не получается. В крупных городах знаков на дороге больше, они даже могут показывать направление движения на перекрестке, но строго следовать им все равно не надо - гораздо безопаснее ориентироваться на окружающих.

 

Обочечники

Индия - страна густонаселенная, местные жители привыкли жить в тесноте, поэтому несколько сантиметров пустой обочины - неслыханная роскошь, на нее тут же кто-то въедет - да-да, совсем как у нас. 

На дороге прав всегда тот, кто больше и мощнее: поэтому грузовики - короли дорог, за ними по важности следуют крупные джипы, а остальные от первых и вторых, по возможности, уворачиваются, даже когда делать этого, по правилам, не обязаны. 

Знаков "главная дорога" тоже, кстати, нет, разъезжаются по тому же принципу - праву большого и сильного. В ролике - небольшой, но очень типичный перекресток в городке Наггар.

 

Качество дорог

Дороги по всей стране очень разные по качеству. Самые хорошие - платные трассы, крупные магистрали - обычно со сносным покрытием, в горах все намного хуже. И еще нужно привыкнуть к тому, что часто дороги очень узкие, как в этом видеоролике, где я сняла путь по горе к нашему жилищу в Наггаре.

 

Аварии

Думаете, при таком хаосе столкновения должны происходить через каждые 100 метров? Нет! Водители каким-то чудом уворачиваются, проезжают на большой скорости в 5 сантиметрах друг от друга, объезжают живые и неживые препятствия. Аварии бывают, но их немного. Кстати, по статистике Всемирной организации здравоохранения, смертельных случаев на индийских дорогах меньше, чем на российских.

Полина Бойцова

counter
Comments system Cackle