OK, Google! Как создается бесчеловечное будущее автоиндустрии
Фото: Getty Images
OK, Google! Как создается бесчеловечное будущее автоиндустрии

Беспилотные автомобили уже несколько лет являются одной из самых обсуждаемых тем в мире, в то время как путь чудо-аппаратов к потребителю все больше напоминает странную кривую. С одной стороны, приближение идет стремительно, с другой - не очень понятно, когда наконец произойдет стык. Чтобы узнать это, корреспонденты "Автопилота" отправились в мировой "гаджет-центр", калифорнийскую Кремниевую долину. 

 

Автопилотный проект

Имя Tesla, пожалуй, первым приходит на ум в контексте самоуправляемых авто. Чтобы найти в зоне залива Сан-Франциско завод компании, не нужно плутать: гигантская надпись во всю стену одного из цехов видна с оживленного фривея I-880. Даже в выходные, судя по забитым парковкам, завод работает на полную, что сильно отличает его от близлежащих бизнес-парков.

Несколько рядов колючей проволоки, контрольно-пропускные пункты и многочисленные предупреждения говорят о том, что Тесла относится к своим производственным секретам серьезно. Впрочем, энтузиасты из числа владельцев все же могут записаться на тур по той специально выделенной части предприятия, где демонстрируются отдельные чудеса робототехники. К слову, в штате Tesla 160 роботов, из них десять считаются самыми большими в мире. Но и в турзоне посетителям запрещено не только фотографировать, но даже делать заметки в блокноте.

Во время тура вам непременно расскажут о новых версиях одной из главных фишек Tesla - Автопилоте. Тема, конечно, нам близка. Автопилот постоянно обновляется, как операционная система в компьютере, пополняясь все новыми программами, медленно, но верно делая присутствие водителя в автомобиле символическим. Например, вышедший весной этого года апгрейд 8.1 для Model S и Model X включает в себя такое новшество, как Summon, которое позволяет частично управлять машиной с помощью пульта, когда в ней нет водителя. "Частично" в данном случае означает, что машина может сама выехать из гаража или с парковочного места и въехать обратно. По-настоящему управлять автомобилем, в котором нет водителя, все еще запрещают законы.

Фото: Getty Images

 

Гуглокары часто не отличали безвредный мусор от опасных булыжников 

У Google свои "бесчеловечные" перспективы, хотя эта компания, кажется, хватается за все, что сулит популярность. Если кто-то придумает проект для офисных клерков за дорогую лицензию, то Google сделает примерно такой же продукт, распространяя его бесплатно. Или обеспечит халявным Wi-Fi весь город.

Самоуправляемыми автомобилями специалисты компании начали заниматься еще в 2005 году, со времени проекта Google Street View. Уже в 2010-м по улицам Маунтин-Вью стали колесить "гуглокары" - в основном в образе Toyota Prius с видеокамерами, сенсорами и радарами. На двери автомобиля было написано "Self-Driving Car", что неизбежно провоцировало прохожих и водителей вглядываться в кабину. В кабине, однако, неизменно сидел напряженный человек, который сосредоточенно всматривался в монитор.

Фото: WallaNews

 

Подсчитано, что гуглокары уже накрутили примерно два с половиной миллиона миль. Это в 400 раз больше расстояния от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Именно Google называют главным лоббистом законов, которые позволили бы избавиться от человека за рулем. И кое-где, например в Неваде, Google уже добился успеха.

 

Оператор машинного вождения 

В Маунтин-Вью нам удалось встретиться с одним из бывших операторов гуглокара, причем из русских. Леонид попросил не называть его фамилию, хотя особо секретными его сведения не назовешь.

"Я окончил колледж в 2009 году, получив степень бакалавра по истории цивилизаций, - начал он издалека. - Специальность интересная, но устроиться на работу с ней без шансов. О наборе в Google водителей беспилотников я узнал из объявления на Craigslist.org. Деньги небольшие, всего 20 долларов в час, но работа показалась мне классной. Я послал свое резюме без особой надежды, но я оказался как раз тем, кого и искал Google, - человеком, как можно более далеким от инженерии. Так я оказался в компании булочников, художников, домохозяек... Кадровик задавал мне детские вопросы: "Тебе нравятся автомобили и ездить за рулем целый день?" Или: "Ты любишь современные технологии?"

Жестким требованием к кандидатам было наличие кристально "чистой водительской истории", что значило ни одного штрафа, даже за малюсенькое превышение скорости. Сперва нас тренировали сидеть в кабине самоуправляемой машины, не вмешиваясь в процесс до возникновения нештатной ситуации. Причиной последней могло стать что угодно. Гуглокары, например, плохо работали в плохую погоду. Они часто не отличали безвредный мусор от опасных булыжников. В итоге работа оператора оказалась не такой уж и романтичной. На протяжении многих дней мне приходилось просто сидеть внутри, в напряжении ожидая момента, когда нужно проявить реакцию. Так я тренировал своим поведением алгоритм, а время реакции заносилось в базу данных для обработки компьютером, которому и предстоит в будущем стать истинным оператором".

Фото: Getty Images

 

Intel-ектуальные системы

Перспектива ухода "биомассы" из-за руля и смены ее компьютерным "хардом" делает логичным вовлечение в игру такого игрока, как Intel с его передовыми процессорами, чипами, материнскими платами и серверами. Ведь любой беспилотник - это не просто транспортное средство, но и мегагаджет. Всего один самодвижущийся автомобиль генерирует ежедневно 4000 Гб данных, то есть столько же, сколько 3000 владельцев сотовых телефонов. 

Intel пригласил журналистов на семинар по автономному вождению в свой центр инноваций, расположенный в Сан-Хосе. Там удалось воочию увидеть то, на что уже способен беспилотник Intel. Его "оболочкой" на нашем тесте стал Audi Q5. Выбор вполне объясним, ведь Q5 одновременно и большой, и просторный. А стало быть, готовый принять всю необходимую аппаратуру на борт, впрочем искусно спрятанную, чтобы кроссовер выглядел как обычная модель, а не "лаборатория". Главный процессор занял место для запаски в багажнике. Десять камер, десять радаров и шесть лидаров аккуратно интегрированы в бамперы, стойки и крылья. 

Фото: Getty Images

 

Оператор выводит Intel-кар с парковки, и далее он движется самостоятельно по 3,2-километровому маршруту вокруг центра. Мы сидим на заднем сиденье и наблюдаем процесс по "визуализатору", который и размером, и положением равен обычному дисплею Audi. Визуализатор позволяет увидеть нам то, что "видит" автомобиль. Уже с первых метров создается впечатление, что Intel-кар распознает все: разметку, светофоры, пешеходов, другие авто... Более того, он просчитывает скорость встречных и поперечных автомобилей, перестраховываясь, например, на крестообразном перекрестке и уступая дорогу там, где гомо сапиенс давно бы уже вдавил на "газ".

Экспериментальный тест-драйв не предполагает нештатных ситуаций. И мы стараемся их смоделировать. На память приходит эпизод из советского фильма "Архимеды", герой которого научил тележку самостоятельно двигаться по белой разметке. И все было отлично до тех пор, пока какой-то ротозей не разлил кефир, вызвав тем самым сбой в мозгах аппарата и аварию. По словам оператора, многочисленные камеры и датчики, зачастую дублирующие друг друга, спасают Intel-кар от подобных ЧП. Они собирают сведения не только о разметке. Положение автомобиля, например, определяется также на основании GPS-данных. Конечное решение принимает процессор.

"Гарниром" к тесту Intel-кара был целый ряд теоретических сессий и статических "аттракционов" на тему беспилотного будущего. Например, один из стоящих образцов самодвижущегося автомобиля, сфотографировав бейджики на кармашках наших рубашек, тут же поприветствовал нас персонально, стоило нам подойти поближе. Приветствие с приглашением виртуальной поездки высветилось на его боковых стеклах.

И все же чем больше мы погружались в мир фантастических перспектив, тем больше возникало у нас сомнений и вопросов. Кэти Винтер, вице-президент группы автономного вождения Intel, играючи развеяла весь скепсис. Проблема русских хакеров ("привет, мы из России!") для автопилота? Она будет решаться так же, как в банковском деле, сотовой связи, компьютерных сетях... Как совершенные беспилотники интегрируются в мир обычных автомобилей, управляемых далекими от совершенства существами? Легко, именно потому, что они способны просчитывать ситуацию быстрее и точнее. И перспективные матрицы Intel сделают процесс более гладким и безопасным... Автопилот сделает поездки на автомобиле скучными? Так ведь в жизни есть масса других развлечений... 

Лишь на один вопрос менеджер Intel не дала нам ясного ответа: сможет ли она устроить на работу автомобильных журналистов, когда они станут лишними в индустрии беспилотников?

Хасан Ганиев, Дмитрий Попов

counter
Comments system Cackle