Американская автомобильная индустрия переживает настоящую перестройку. Впервые за многие годы потребители отказываются от традиционных седанов в пользу кроссоверов и электромобилей. Пытаясь удержать ускользающее внимание автолюбителей, некоторые компании привлекают их новым внешним видом автомобилей, за которым опять обратились к неисчерпаемой кладовой оригинального дизайна — живой природе, а также к спорту и танцам.
На минувшей неделе в США были опубликованы результаты автопродаж за июль, лишь подтвердившие тенденцию, о которой говорят уже не первый месяц,— второй по величине после Китая авторынок в мире переживает структурные изменения потребительских предпочтений. Больше всего от этого страдают сами американские автопроизводители — именно у них продажи в июле упали больше всего. Так, например, продажи GM в июле упали на 15 процентов, тогда как аналитики Edmunds ожидали снижения в 10,8 процента, а Kelley Blue Book — 9,1 процента. Продажи Ford снизились на 7,5 процента при прогнозе Edmunds 5 процентов, а Kelley Blue Book — 6,2 процента. Продажи Fiat Chrysler снизились на 10,5 процента (прогнозы 7 процентов и 6,9 процента).
Эксперты называют сразу несколько причин такой ситуации на американском авторынке — после рекордных продаж в 2015 и 2016 годах рынок переживает фазу коррекции. Это усугубляется сменой потребительский предпочтений: все чаще американцы предпочитают традиционным седанам кроссоверы, выбор которых пока не так велик, что и ведет к общему снижению продаж.
С января по июнь продажи седанов в США упали на 11 процентов, в то время как продажи пикапов выросли на 3%, а продажи компактных SUV, или кроссоверов, выросли на 10 процентов. Еще один фактор структурной перестройки американского авторынка — растущая популярность электромобилей: с июля 2016-го по июнь 2017 года продажи электромобилей в США взлетели на 45 процентов.
Неудивительно, что компании пытаются удержать спрос самыми разными способами. Все больше производителей разрабатывают и выпускают собственные электромобили, пытаясь угнаться за лидером в этом сегменте,— компанией Tesla. С января по июль ежемесячные продажи компактного электрического хэтчбека Nissan Leaf в США выросли на 66 процентов — с 772 до 1283. Продажи электромобиля BMW i3 за тот же период выросли на 57 процентов — c 382 в январе до 601 в июле, а электромобиля Bolt от General Motors — на 69 процентов, с 1162 до 1971.
Еще одной попыткой привлечь американских автолюбителей становятся льготные условия автокредитования. В июле средняя ставка по автокредитам в США упала до шестимесячного минимума в 4,77 процента, многие компании вовсю привлекают покупателей сверхльготными условиями — например, Toyota предлагает ставку 0 процентов в первые три года при покупке седана Toyota Camry 2017 модельного года.
Но некоторые компании идут дальше маркетинговых приемов — пытаясь взбодрить авторынок, дизайнеры опять обратились за новыми идеями к природе, спорту и даже танцам.
Читайте также
Директор по дизайну Toyota/Lexus Иан Картабиано сообщил в интервью агентству Dow Jones Newswires, что для дизайна новой Camry обратился к спорту, а точнее — к яхтингу. "Я хотел, чтобы новая машина была с изюминкой. Мы хотели, чтобы люди говорили: Эй, я реально хочу залезть в эту Camry",— заявил дизайнер, уточнив, что на создание внешнего вида новой модели его вдохновили гоночные катамараны.
Из спорта свое вдохновение почерпнули и дизайнеры Hyundai — новая Sonata напоминает бегуна, застывшего в напряженном ожидании старта. Динамика человеческого тела позволяет дизайнерам превращать куски металла в настоящий концептуальный продукт. "Есть что-то чувственное, то, что заставляет чаще биться сердце, в том, как превратить такую машину, как кроссовер, в элегантную и сексуальную машину,— говорит господин Картабиано.— Именно поэтому мы все чаще обращаемся к движениям танцоров, например, в балете — когда танцовщица делает упражнения у станка. Ведь это олицетворяет красоту, ритм и одновременно силу".
Не обходят своим вниманием автодизайнеры и такую традиционную кладовую оригинального дизайна, как живая природа. Кажется, только недавно Mitsubishi взбудоражила мировой авторынок своим новым Lancer со "змеиным" дизайном, а автопроизводители снова выводят на рынок новые модели, образы которых навеяны миром животных. Volvo заявила, что дизайн нового S90 был вдохновлен мощью и грацией льва, а General Motors добавила на волнистый изгиб радиаторной решетки нового Buick Regal крыло чайки.
"Дни машин с сугубо практичным дизайном давно прошли,— отметил в интервью DJ Newswires директор по дизайну Buick Боб Бонифейс. - Производители хотят, чтобы люди, прежде чем уйти в более модные сегменты, обратили хотя бы один взгляд на привычные седаны,— подчеркивает аналитик AutoPacific Inc Дейв Салливан.— Они делают все, чтобы посадить вас за руль".
Евгений Хвостик