Загрузка...
Легко ли в Америке получить права и лишиться их? Рассказ эмигранта
Фото: Getty Images
Легко ли в Америке получить права и лишиться их? Рассказ эмигранта

Поучительная история для новых американцев и для тех, кто таковыми готовятся стать. 

Через месяц после переезда моя американская жена отправила меня получать водительские права. Там, откуда я приехал, машину не водил никогда. Во-первых, на зарплату молодого журналиста, даже с гонорарами, автомобиль не купишь. Помню, что знал таких, кто стоял в очередях за заветной открыткой на какие-нибудь "Жигули" годами, как за квартирой. 

Во-вторых, мне, живущему в центре города, на пересечении транспортных магистралей, машина была, вроде, как и ни к чему. Так как работа была в пятнадцати минутах ходьбы, общественный транспорт работал нормально, а форсить мне было не перед кем. Так было при Союзе и сразу после него. В эпоху же "дикого" капитализма любое авто оставалось для большинства все-таки роскошью. И на мою, даже годовую, зарплату, не то что на Mercedes, а даже на подержанную Toyota не хватило. 

Добавьте сюда головные боли с парковкой под окнами во дворе, два-три приличных, на миллионный город, автоцентра с заправками, поборы и налоги местных властей, и ответ напросится сам собой: до 30-лет машина мне была не нужна.

В Америке – совсем другой разговор. Если, конечно, опять вы не живете в центре мегаполиса, где автобусы ходят дважды в час, а до метро – десять минут из офиса. В пригородах же без машины никуда. Ближайший магазин с продуктами милях в пяти, да и пешком ходят только иммигранты-пенсионеры и подростки. На остальных пешеходов косятся с опаской. Но по доступности и обслуживанию автомобиль в Штатах, прежде всего, именно средство передвижения, и уже потом – роскошь. 

Фото: Getty Images

 

Каждая семья среднего класса в США, вместе с телефонами семейного дантиста и адвоката, держит и номер привычного автомеханика. А заправки, автосервисы и магазины существуют в количестве, не меньшем, чем рестораны «фаст-фуда». Потому что без авто, ну буквально, порой шагу нельзя ступить. 

Чтобы получить водительские права (Driver’s License), нужно всего лишь пройти несложную медкомиссию и сдать два экзамена: письменный тест и вождение. Заправляет этим контора под аббревиатурой DMV (Department of Motor Vehicles), то есть дорожно-транспортная администрация, принадлежащая городским властям. Причем, властям цивильным, а не полиции. 

Надо сказать, что важнейшие тесты для американцев, типа экзамена на гражданство и водительские права, в США целиком на совести этих самых "экзаменуемых". Вначале – небольшой класс из нескольких занятий, типа как в школе, где объясняются правила движения и дорожные знаки. Потом – ссылка в Интернет или библиотеку, поиск примерно 150-ти возможных на письменных экзаменах вопросов и, привет, ты предоставлен сам себе. Выучил должным образом, значит, потенциально экзамен сдал. Нет – приходи через месяц. Да и сами водительские права выглядят копией удостоверения жителя штата (пластиковая карточка с фотографией владельца и размером с кредитку), без права вождения коммерческих авто. 

Так же и с гражданством, только там вопросов поменьше, всего сотня. Но принцип тот же, готовишься самостоятельно, под свою ответственность. 

На каждый из всех 150 водительских вопросов правильных ответов два: верный и почти верный. Многие ловятся на кажущуюся легкость и отвечают почти правильно. Что, в конечном итоге, засчитывается как неправильный ответ. 

Я лично сдавал письменный экзамен три (!) раза. Может, по причине языкового барьера: все-таки экзамен на чужом языке – это не экзамен по-русски. Может, из-за обилия терминов (смотри причину первую). 

В самом деле, как правильно ответить на вопрос: Когда дорога становится по-настоящему мокрой и опасной для водителя? Если варианты ответа следующие: 

А) Сразу же;

Б) Через полчаса после начала дождя;

В) Через два часа;

Г) И то и другое. 

Ответили? Вот так же и я. Или, например, "когда действует правило четырех секунд?" 

А) При остановке перед светофором;

Б) При остановке перед знаком "Стоп";

В) При повороте на перекрестке;

Г) При соблюдении дистанции между Вашим и впереди идущим автомобилем;

Д) Во всех перечисленных случаях. 

Перед третьим экзаменом я всерьез опасался, что и в этот раз завалю и остаток жизни здесь, в США, буду передвигаться автостопом. 

После экзамена письменного необходимо продемонстрировать умение водить машину на трассе и парковаться. Самым сложным в этих процессах считалось вести машину на постоянной скорости, без перепадов и, особенно, параллельная парковка. Настолько нелюбима она была среди начинающих водителей, что в конце концов в ряде штатов ее из водительских экзаменов-таки убрали. Но случилось это гораздо позже моего экзамена на вождение. А пока я осваивал азы по воскресеньям на школьной парковке и под бдительным оком супруги. Освоив, перешел от элементарных навыков к более сложным. Самый эффективный способ – записаться на курсы подготовки водителей, так называемый "легкий" способ вождения (Easy driving), под присмотром опытного водителя-профессионала, чаще всего, бывшего копа-полицейского или одного из работников дорожной администрации. 

Как правило, записываются новички на десять уроков по два часа (и примерно сотня баксов за каждый урок), в течение которых ты водишь машину по большим и малым, но настоящим дорогам, включаешь повороты, проходишь через светофоры и знаки и, наконец, аккуратно паркуешься. А на месте пассажира сидит твой наставник-инструктор, следящий за тобой во все глаза и украдкой касающийся чрезвычайной педали остановки, которой нет в обычных автомобилях. 

Моим первым инструктором был бодрый и постоянно широко улыбающийся афроамериканец лет тридцати, Дуэйн. На мой ответ, что это мой первый пробный вояж по настоящей трассе, он лишь пожал плечами и, улыбнувшись, пообещал: 

– Нет проблем! Я сделаю из тебя водителя! – и полез на пассажирское сиденье рядом с моим. 

Через час Дуэйн улыбаться почти перестал и, напряженно вжавшись в сиденье, лишь приговаривал: 

– Слишком быстро! Ты едешь слишком БЫСТРО! 

Еще через одно занятие он вообще не улыбался и только изредка почти кричал: 

– Нет! Ты едешь слишком близко к бордюру! Нет, черт подери! 

Пару раз он таки коснулся ногой заветной педали и, я думаю, что был близок к тому, чтобы, остановив машину на обочине, вытащить меня за шкирку из-за руля и никогда к нему больше не подпускать. 

Нельзя сказать, что на меня подобная нервозность не произвела должного впечатления. Так, на первый свой экзамен по вождению я в итоге пришел с ватными ногами и постоянно потеющими ладонями. И "завалил" экзамен уже минут через десять после начала, остановившись не перед толстой белой лентой, намалеванной краской возле красного кирпичного знака "Стоп", а на ней. 

– Все, спасибо за хорошую работу! – не без сарказма промолвила мне толстая тетка-инструктор, вылезая из машины. – Приходи через месяц. 

В этот миг я вспомнил разговоры в нашем классе, что на экзамене лучше попасть к инструктору-мужчине. Так как наши дамы-инструктора охотно и даже с удовольствием заваливали всех новичков из-за причин крупных и таких вот мелких, как моя. 

Зато мой второй экзамен прошел без малейшей запинки, когда я преодолел всю "полосу препятствий" в виде нескольких поворотов, пары ускорений, светофоров и "кирпичей". Да еще и запарковался под конец в параллельный ряд. Мы с инструктором еще и поговорили от души про Америку, Советский Союз и Холодную войну, чему он был свидетелем, служа морпехом во Вьетнаме. 

Кстати, многие подобные школы "легкого" метода вождения получили в последние годы право от DMV самим принимать экзамен на вождение. Так что из десяти уроков, десятый – последний, является, собственно, тестом-экзаменом. И сдав его, новоиспеченный водитель просто получает вожделенные права по почте, в конверте.

Фото: Getty Images

 

Получение прав отнюдь не сделало из меня классного водителя. По крайней мере, в ближайшие год-два-три. В свою первую аварию я попал уже через месяц после экзамена. Правда, не по своей вине. Застряв в пробке перед светофором, я приготовился было ехать дальше, получив зеленый, как вдруг ощутил не сильный, в общем-то, но чувствительный удар в багажник. Оказалось, что какой-то "чайник" (типа меня) не рассчитал скорость, размеры автомобиля и дистанцию и носом своей машины въехал в меня. Машина моя была далеко не новая, тем более повезло, что стоимость разбитых фар и погнутого бампера оплатила страховочная компания другого водителя. Ибо, в 99 процентах происшествий виновата всегда машина, идущая позади. 

– Ты смотри всегда за впереди идущей машиной, – наставлял меня когда-то один из инструкторов, – и не думай о тех, кто едет позади. Будь спокоен, они-то уж будут следить за тобой! 

Ну, стукнулись, "поцеловались". В принципе, такие конфликты здесь решаются просто. Вышли оба из машины, посмотрели, покачали головами и обменялись телефонами и координатами страховочных компаний. Остальное – за ними. За счет виноватого водителя машину ставят в гараж на ремонт, а тебе оплачивают на несколько дней, неделю, аренду временного автомобиля. 

Гораздо хуже, когда в аварийную ситуацию попадаешь ты сам, один. Например, сбив перебегавшего дорогу оленя. И так не очень умные, эти животные становятся совершенно очумелыми в свой брачный сезон – с ноября по март. И мчатся прямо под колеса, как угорелые. Когда один такой нежный и ласковый зверь бросился мне наперевес, вдребезги разбил переднюю фару (правда, ценой собственной жизни) и вдавил глубоко бампер с номерами, я был на предутренней, сумрачной дороге совершенно один. 

Хорошо, что показался вскоре коп-полицейский. Разобравшись и убедившись в том, что я и машина моя, по большей мере – ОК, посоветовал мне позвонить… в местную службу защиты животных. Чтобы они сами убрали тушу дикого зверя, не оставляя ее на съедение грифам и прочим коршунам. Во всяком случае, на обратном пути я того бедолагу уже не видел. 

Кстати, Боже вас упаси выходить из машины, когда вас остановили полицейские. Они здесь, в Америке, этого очень не любят. Так что сидите тихо и грызите ногти в нервном ожидании, пока копы к вам сами не подошли. А будете возникать, громко возмущаться и размахивать руками – можете и электрошок с наручниками получить. Даже если вы считаете себя абсолютно невиновным, – не нужно спорить с полицией. Гораздо проще доказать свою правоту в суде, где перед вами и за спиной еще человек десять. И все на одного судью, который, чаще всего, совсем не кровожаден к тем, кто проехал на красный свет или слегка завысил скорость.

Отобрать лицензию на вождение власти могут не то что бы запросто, но все же могут. Например, у вас в правах записано, что вы обязаны водить машину только в контактных линзах или очках, а вы на момент остановки копами не носите ни того, ни другого. Или вас несколько раз задержали "под градусом" – алкоголь может стать веской причиной. Или же регулярно не обновляете свои номера и не платите налоги на них и машину. В каждом из пятидесяти штатов действуют свои правила. 

Фото: Getty Images

 

Говорят, что раньше, лет тридцать – сорок назад, получить права в Штатах было легче, чем сейчас. Не требовался для получения даже номер социального страхования, а многие люди вообще не умели, да и не желали водить машину. Машин с тех пор стало больше, а, следовательно, и водителей, включая и школьников старших классов. Их вечно занятые родители уже не могут перевозить их постоянно с одного места в другое, из школы на стадион, бассейн и т.п. 

Вот и не редкость уже, когда водить автомобиль самостоятельно школьники начинают с 17 лет, а то и раньше, вместо общепринятых когда-то 18-ти. Даже до того, как идут в армию или получают разрешение голосовать на выборах. То есть, становятся по-настоящему взрослыми, еще даже не до конца осознавая, какая же все-таки ответственность и тяжелая работа – управлять автомобилем. 

Сам себя я американцем ощутил не тогда, когда получил паспорт этой страны взамен выданного в одной из постсоветских республик, а когда удостоверение личности заменила в моем бумажнике похожая по размерам пластиковая карточка – водительские права. 

Константин Емельянов

counter
Комментарии