Транспортное ведомство старательно блюдет интересы таксистов, пытаясь устранять все лазейки, допускающие возможность нелицензированной перевозки пассажиров.
Против сервиса Uber, который с ноября стал предлагать в Тель-Авиве платформу для сервиса Carpool – формально бесплатных подвозок попутчиков, при котором водителю оплачиваются расходы на топливо – уже ведется расследование. Директор израильского отделения этой компании Йони Грайфман был вызван в юридический отдел Министерства транспорта и допрошен относительно нового формата, который называется Uber Night.
В Министерстве подозревают, что таким способом компания Uber пытается "протащить через заднюю дверь" запрещенный в Израиле сервис Uberx, при котором обычные автовладельцы занимаются платным извозом, используя для этого платформу мобильного приложения.
Услуга Uber Nightпозволяет обычным водителям, зарегистрированным в системе, брать пассажиров, при этом взимая с них (также через приложение) определенную сумму на "возмещение расходов по поездке". Согласно закону, в Израиле запрещено возить пассажиров без лицензии, но не запрещено получать компенсацию за топливо и амортизацию транспорта.
В рамках этой услуги Uber Night берет комиссию в размере 25 процентов, остальные три четверти суммы достаются водителю. По данным издания The Marker, за 7-минутную поездку на расстояние 2.5 километров по Тель-Авиву "возмещение расходов" составляет 25 шекелей. Это меньше, чем расценки таксистов, но явно больше, чем реальное возмещение расходов.
Это и дает основания Министерству транспорта обвинять Uber Nightв попытке организовать частный извоз под видом "участия в расходах".
Читайте также
Вместе с тем, в законе не перечислены конкретные статьи расходов на перевозку, разрешенные к возмещению, поэтому Uber Nightвключает в них все, что можно, даже снижение ценности подержанных автомобилей.
В министерстве отмечают еще и то обстоятельство, что в обычных Carpool водители берут попутчиков, пусть и за небольшую плату в рамках "возмещения", а сервис Uber Nightпредполагает целевую перевозку по заказу.
В связи с этим государственные юристы угрожают привлечь гендиректора израильского Uberк уголовной ответственности по 84-й статье транспортного законодательства, согласно которой "никто не имеет права возить пассажиров и позволять возить пассажиров за деньги или иную плату".
Кроме того, Министерство транспорта сообщило в Налоговое управление о том, что водители, получающие "возмещение" через платформу Uber Night, скорее всего, не отчитываются об этих доходах.
Впрочем, компании Uber не привыкать к юридическим трудностям – запрет на частный извоз существует во многих развитых странах, где общественный транспорт строго регулируется законом.
Но, как выясняется, Uberдело не ограничивается. Как сообщают сегодня израильские СМИ со ссылкой на источники в Министерстве транспорта, там планируют вызвать в юридический отдел для допроса представителей администрации компании Waze, которая в последнее время тоже открыла платформу для сервиса Carpool "карпула". Эта платформа позволяет автовладельцам искать попутчиков и брать с них возмещение за поездку, вычисляемое в зависимости от маршрута.
Похожий сервис предоставляет и приложение Moovit, до которого у Министерства транспорта пока не дошли руки.