Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Автомир

А
А

Трамп объявил войну немецкому автопрому

Самые жуткие сны немецкого автопрома сбываются. Дональд Трамп хочет ввести беспрецедентые пошлины на импорт немецких машин из Мексики. Так он обеспечит расцвет своего автопрома. Но Ангеле Меркель это вряд ли понравится.

16.01.2017
Источник:Взгляд
מערכת וואלה! צילום מסך

Дональд Трамп раскритиковал BMW, Daimler и Volkswagen за то, что они строят заводы в Мексике, а не в США. В наказание он обещает ввести беспрецедентно высокие пошлины на импорт немецких машин из Мексики. Тем самым Трамп может действительно обеспечить расцвет собственного автопрома, как и обещал. Однако Ангеле Меркель вряд ли понравится, что сделано это будет за счет немецкого автопрома.

Трамп подверг резкой критике немецких автопроизводителей в интервью немецкой газете Bild, опубликованном в понедельник. "Хотите производить автомобили по всему миру? Желаю вам всего хорошего. Вы можете собирать автомобили для Соединенных Штатов, но за каждый автомобиль, привезенный в США, вы будете платить 35-процентный налог", – заявил Трамп в своем выступлении, которое было переведено на немецкий язык.

Нельзя исключать, что европейцы в ответ на действия Трампа выставят аналогичные пошлины на ввоз американских автомобилей".

"Я бы хотел сказать BMW. Если вы строите завод в Мексике и планируете продавать машины в США, то без 35-процентной пошлины можете забыть об этом", – сказал Трамп.

Таким образом, Трамп, который официально станет президентом США 20 января, подтвердил свои намерения поднять пошлины на импортные автомобили, причем сразу на 35 процентов. По сути, это запретительные пошлины. Самые страшные опасения немецкого автопрома могут стать реальностью. Акции BMW, Daimler и Volkswagen на Франкфуртской бирже сразу упали после таких заявлений Трампа.

Все три немецких автопроизводителя инвестировали значительные средства в производство в Мексике. Они открывают фабрики именно там, а не в США, чтобы снизить издержки производства. При этом главная цель этих предприятий – экспорт на крупнейший автомобильный рынок: американский. Стратегия же Трампа – заставить автопроизводителей строить заводы на территории США. Местные компании ему уговорить проще – Ford, например, уже заявил, что отказывается от планов построить завод в Мексике. А вот в Европе пока не оставляли надежд на то, что действия Трампа на практике могут оказаться все же не такими резкими и жесткими, как в разгар предвыборной гонки. Но, судя по всему, они ошиблись.

Война Трампа с немецким автопромом вполне понятна. Безработица в автомобильном секторе США далека от докризисного уровня 2008 года. За период с 1994 по 2013 год количество рабочих мест на заводах США сократилось на треть, тогда как в низкооплачиваемой Мексике за аналогичный период число рабочих мест выросло почти в пять раз. Трамп хочет обратной ситуации.

BMW запланировал вложить 2,2 млрд долларов в строительство завода в Мексике мощностью 150 тыс. автомобилей в год. С 2019 года здесь должны начать выпускать BMW 3-й серии для мирового рынка. Завод в Мексике должен стать дополнением к уже существующим двум другим фабрикам – в Германии и Китае.

В Daimler планировали начать сборку автомобилей Mercedes-Benz в Мексике уже в 2018 году, инвестировав 1 млрд долларов совместно с Renault-Nissan.

Audi, подразделение VW, еще в прошлом году успело открыть в Мексике завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год, инвестировав 1,3 млрд долларов. Там выпускают электрические и бензиновые внедорожники Audi Q5.

Zahav.ru


Последствия

По оценкам экспертов, из-за новых пошлин цены на легковые автомобили немецких брендов, собранных в Мексике, могут взлететь на 5 тыс. долларов. По сути, пошлины в 35 процентов являются заградительными. Они могут легко поставить крест на мексиканских заводах, которые вряд ли при таком раскладе будут в состоянии окупиться. Скорее всего, BMW и Daimler придется заморозить строительство. Это означает не только прямые убытки от вложений и приготовлений к строительству заводов, но и потерю потенциальной прибыли от будущих продаж машин на американском рынке.

При этом немецкий автопром уже несет убытки из-за "дизельгейта". Под арестом находится топ-менеджер Volkswagen Оливер Шмидт, которого обвиняют в манипуляциях экологическими стандартами. Ему грозит до 169 лет лишения свободы. Осенью прошлого года Volkswagen пришлось выплатить 1,2 млрд долларов дилерам в США, пострадавшим из-за скандала с занижением характеристик двигателей по выбросам.

Впрочем, позиции немецкого автопрома на американском рынке нельзя назвать сильными. "Американцы вообще довольно патриотичны в том, что касается покупки автомобилей. Они предпочитают в основном американские марки, на втором месте по популярности – японские. Немецкие бренды далеко позади, они совсем не так популярны, как, например, в России, их покупают лишь отдельные ценители", – говорит Сергей Звенигородский из УК "Солид Менеджмент".

Чтобы убедить американцев покупать немецкое, тот же VW шел на различные ухищрения и предложения для них. В 2015 году, например, концерн предлагал американцам взять автомобиль Jetta в лизинг всего за 89 долларов в месяц. Достаточно было единоразово заплатить первоначальный взнос в 2500 долларов. Однако всевозможные маркетинговые акции все равно не сильно помогли концерну. Его продажи в США продолжали падать, тогда как рынок в целом рос.

Так, по итогам 2016 года рынок авто в США вырос примерно на 1 процент, всего было продано 17,6 млн новых легковых автомобилей (для сравнения, в России – около 1,4 млн шт.). Самым продаваемым брендом уже не первый год является Ford. Европейские же марки в прошлом году демонстрировали нулевые показатели роста, а доля VW – и вовсе отрицательную динамику. Причем дела у VW идут плохо уже не первый год, в том числе и из-за скандалов с "дизельгейтом". Исключением среди европейцев является лишь Volvo, у которого продажи выросли на 18 процентов.

"Введение такого ввозного налога на европейские бренды может стать вполне реальным препятствием и снижением доли этих машин на американском рынке. Это может усугубить их и без того шаткое положение, ведь уже который год подряд никто из этих основных марок, которым угрожает Трамп, не входит даже в десятку самых распродаваемых в США", – говорит Кирилл Яковенко из "Алор Брокер".

С одной стороны, Трампу удастся заставить немцев заморозить заводы в Мексике или работать на грани выживания, с другой стороны, немецкие концерны вряд ли откроют новые заводы в США. "Это очень маловероятная ситуация, так как компании уже инвестировали серьезные средства в мексиканские производства, а учитывая, что продажи только падают, это будет совсем неэффективное расходование средств", – говорит Яковенко.

Это значит лишь одно. Позиции немецких автоконцернов в США продолжат слабеть. Рынок США будет полностью отвоеван местными производителями – Ford, General Motors и Chrysler. Если Трамп не затеет борьбу с Toyota, которая также показывает неплохие результаты, то японцы сохранят американский рынок сбыта.

Фото: Getty Images


"Я думаю, что американский автопром, получив хорошую поддержку от государства, сможет действительно произвести очень хорошие новые модели и закрепить это преимущество", – говорит Сергей Звенигородский.

Впрочем, Трампу будет не по силам убить немецкий автопром, да он на это и не нацеливается. даже несмотря на дизельный скандал, VW по итогам 2016 года стал мировым лидером по продажам автомобилей, показав лучший результат за всю историю компании. По данным focus2move, в прошлом году Volkswagen увеличил реализацию на 1,4 процентов – до 10,102 млн автомобилей. Toyota, которая возглавляла мировой рейтинг продаж в предыдущие четыре года, опустилась на второе место с показателем 9,947 млн машин. На третьем месте – альянс Renault-Nissan, 8,513 млн автомобилей. Далее следует корейский автоконцерн Hyundai-KIA, который продал 8,175 млн штук. Замыкает пятерку мировых лидеров General Motors с показателем 7,972 млн автомобилей.

Volkswagen вырвался вперед благодаря тому, что по-прежнему сохраняет лидерство на европейском рынке по продажам, а также активно развивается в Азии. Так, в Китае в 2016 году концерн продал на 12 процентов машин больше, чем годом ранее. А китайский рынок уже много лет как обошел американский и стал самым крупным автомобильным рынком.

Нельзя исключать, что европейцы в ответ на действия Трампа выставят аналогичные пошлины на ввоз американских автомобилей, говорит Звенигородский.

Меркель в шоке от Трампа

Объявленная Трампом война с немецким автопромом может стать еще одним поводом для ухудшения отношений с Ангелой Меркель.

"Меркель, конечно, в шоке от того, как Трамп будет вести экономическую политику. Она всерьез опасается, что идея и принципы свободной торговли окажутся под вопросом", – заявил газете ВЗГЛЯД немецкий политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар.

Фото: Getty Images

Читайте также


"Для немецких автостроителей это громадный удар. Американский рынок был для них самым главным. Сейчас все еще находятся под шоком от того, что было сказано", – подчеркнул политолог.

"Германия – маленькая страна, она не может производить столько машин для немцев, тем более здесь немецкие машины конкурируют с французскими, японскими, китайскими и корейскими. Поэтому для Германии закрытие внешних рынков – это катастрофа, это жуткий удар по автомобильной промышленности", – констатировал Рар. После дизельного скандала с VW, "который осквернил имидж немецкой автомобильной марки в Америке, удар по другим немецким производителям на американском рынке воспринимается в Германии как полный шок", добавил эксперт.

Трамп грозит приостанавливать, закрывать и запрещать многое, что существовало раньше, в том числе создание трансатлантической свободной экономической зоны, на которую очень надеялась канцлер Германии. При этом у многих еще есть надежда, что это всего лишь слова, а на практике Трамп не будет действовать так жестко. Однако Рар с этим не согласен. "Трамп будет действовать так, как он обещал своему электорату. Он будет создавать рабочие места в первую очередь в Америке, он будет укреплять американскую промышленность, будет заставлять американцев покупать американские автомобили, а не немецкие. И будет таким образом создавать лучшие условия для самих американцев в экономике", – полагает эксперт. Америка действительно может такой политикой укрепить себя и полностью вытащить из финансового кризиса, добавил он.

Вот только Европа понимает, что сделано это будет за счет других – в том числе за счет самой Европы.

Ольга Самофалова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке