Только в США высокоскоростные погони стали причиной гибели более 10 000 человек. Половина из них — случайные жертвы, так что множество компаний и индивидуальных изобретателей пытаются разработать новые технологии для полиции, помогающие быстро и эффективно остановить преступников. Одни занимаются совершенствованием знакомых приемов, другие — придумывают гаджеты, больше подходящие супергероям или секретным агентам спецслужб.
StarChase
Создатели этого устройства решили подойти к решению проблемы поимки преступников на машине с необычной стороны. Вместо отправки целого отряда на захват одной цели, перекрытия хайвэев и создания опасных ситуаций для простых граждан, теперь достаточно одной машины, вооруженной StarChase.
Полицейский автомобиль пристраивается сзади к нарушителю и выстреливает дротиком с датчиком GPS, после чего прекращает погоню. Идея в том, чтобы внушить угонщику мысль о ложном спокойствии и тем самым спровоцировать его сбросить темп и вести машину в более спокойной и безопасной манере. Тем временем, все патрули в округе будут знать, куда он направляется, и без шума произведут захват в тихом и глухом месте.
Минипушка на сжатом воздухе незаметно устанавливается за решеткой радиатора, для наведения применяется лазерный луч, после чего происходит выстрел маячком. Все данные передаются по зашифрованному каналу, сведения о местоположении автомобиля обновляются каждые 3-5 секунды. Так что опростоволоситься, как жандармы из первой части "Такси", у владельцев этого гаджета не получится.
HALT (High Speed Avoidance Using Laser Technology)
В 2000 году изобретатель из Калифорнии Чарльз Габбард представил на конференции полицейской ассоциации прототип девайса, который должен был положить конец погоням раз и навсегда. По задумке, они просто будут пресекаться в зародыше, предотвращая многочисленные жертвы среди мирного населения и представителей правопорядка.
Идея заключается в использовании лазерной пушки с дистанционным управлением, которая будет посылать луч в преследуемый автомобиль и даст ему команду сначала замедлиться до 20 км/ч, а потом полностью остановиться.
Питание двигателя просто отключается на 20 минут, а рулевое управление и тормоза остаются полностью функциональными. Автор заявлял радиус действия до 800 метров, но был один нюанс. Во всех машинах-мишенях нужно заранее установить специальный чип.
RF Safe-Stop
До того, как электронный впрыск топлива заменил карбюратор, микропроцессоры были редким явлением. Сегодня практически каждая автомобильная функция делегирована отдельному элементу компьютерной сети — они становятся все более эффективными, но и более уязвимыми к электромагнитным помехам. Именно на эту слабость рассчитан продукт британской компании e2v. Он использует микроволновую энергию дециметровых радиоволн L- и S-диапазона для воздействия на бортовую электронику автомобиля. Зона поражения достигает 50 метров.
Прототип ЭМИ-пушки, знакомой фанатам компьютерных игр вроде Call of Duty, весит порядка 350 килограмм и работает от батареи, питающейся от электрической системы полицейского автомобиля.
По расчетам инженеров компании, оператор устройства сможет активировать его на 12 минут каждые два часа. В отличие от взрыва ядерной бомбы, который также создает мощное всестороннее электромагнитное излучение, Safe-Stop имеет ограниченное и направленное воздействие — чтобы не повредить объекты инфраструктуры и транспортное средство оператора.
Road Sentry
Неприметное устройство, на первый взгляд похожее на "лежачего полицейского», обещает остановить машину, несущуюся на скорости свыше 100 км/ч, и его незаметность в этом процессе играет немаловажную роль. Если упростить, то Road Sentry — это электромагнитная мина (ЭММ).
Мина срабатывает при контакте с автомобилем или по сигналу с дистанционного пульта. Установка силами одного человека занимает несколько секунд. Впрочем, у компании есть и тяжелые модели для армейских нужд, а также полностью стационарные варианты для установки вокруг государственных зданий и других важных объектов инфраструктуры.
ЭММ может использоваться многократно. Корпус выполнен из ударопрочных материалов, а внутри находится перезаряжаемый блок аккумуляторов. Одного заряда хватает на несколько импульсов. Кроме того, в программу зашита возможность дать команду на кратковременную деактивацию, чтобы не вывести из строя машины самой полиции, участвующей в преследовании.
X-Net
От оружия из фантастических романов и воспаленного воображения изобретателей перейдем к более реальным и простым методам остановки автомобиля. Всем известны шипованные ленты, которые выбрасывают на дорогу, чтобы пробить колеса, однако у них есть большой недостаток — резкая потеря давления в шинах приводит к потере управления над машиной. И чем выше скорость, тем хуже последствия. В том числе для окружающих и полиции.
Изменить ситуацию призван гаджет под названием X-Net, разработанный компанией QinetiQ. Уже сейчас сеть с шипами используют американские военные на Ближнем Востоке для остановки водителей-смертников, а в ближайшее время устройство поступит на вооружение полиции Великобритании.
Размер полотна составляет 5 на 3 метра, и хранится оно в специальном рюкзаке в багажнике. На то, чтобы развернуть такую сеть из высокотехнологичного волокна, требуется меньше 20 секунд и ее можно использовать повторно, если, конечно, удастся вытащить из-под автомобиля.
Сетка оборачивается вокруг передних колес и не только пробивает их в нескольких местах, но и заполняет колесные арки, препятствуя вращению. В результате средняя дистанция до полной остановки не превышает 80 метров.
MobileSpike
Следующее изобретение уместно бы смотрелось на съемках Mad Max или новой части похождений агента 007 и разрабатывается на средства, собранные краудфандингом.
MobileSpike крепится к переднему бамперу под видом неприметной металлической балки, но ее начинка чрезвычайно опасна для нарушителей. При нажатии кнопки в салоне патрульной машины, поток сжатого воздуха выстреливает под колеса угонщику ленту стальных шипов.
После прокола шипы втягиваются обратно в направляющую балку и готовы для повторного использования. По расчетам команды, разработчиков оружие эффективно работает на скоростях от 25 до 200 км/ч.
Полевые испытания проводились в течение четырех лет в разных условиях по всей территории США, от Аляски до Флориды. Все подразделения, тестировавшие гаджет, впоследствии разместили заказ на его приобретение. В настоящий момент уровень спроса превышает возможности производства, зато у всех желающих еще есть возможность стать акционером.
CrookHook
Американец Кевин Триго очень хотел быть полицейским — он даже пытался сдать тест для поступления на службу. У него не получилось, но его любовь смотреть до поздней ночи скоростные погони в прямом эфире не пропала даром: в какой-то момент он заметил, что почти все они заканчиваются одним и тем же — аварией разной степени тяжести.
Парень начал размышлять над тем, как можно исправить печальную статистику. Подсказку дал погрузчик, которым он теперь управлял на местах разбора снесенных зданий — убегающих надо цеплять на крюк. Потратив 16 лет и 100 000 $ личных средств, Триго придумал CrookHook. Конструкция простая и состоит из двух стальных профилей скрепленных мощной пружиной. Механизм крепится непосредственно к раме патрульного автомобиля — силовой бампер оказался недостаточно прочным.
Устройство можно использовать в двух сценариях. Первый, когда офицер останавливает подозрительную машину для проверки, в этом случае он подъезжает вплотную и активирует захват не наносящий повреждений. Таким образом исключается возможность побега нарушителя в тот момент, когда полицейский вышел из своей машины. Второй — непосредственно во время преследования. После захвата патрульный резко жмет на тормоза и безопасно, по задумке автора, останавливает преследуемого.
Grappler Bumper
В ближайшее время арсенал патрульных может пополнить еще одно устройство, придуманное Леонардом Стоком из Аризоны. Сеть из нейлоновых лент выпускается с помощью большой рогатки, закрепленной на бампере полицейской машины, и блокирует колеса автомобиля злоумышленника.
Читайте также
При этом сеть остается прикрепленной тросом к "перехватчику", и сотрудники полиции имеют возможность усилить эффект замедления резким торможением. Во время демонстрации эффективность захвата было продемонстрирована даже на прицепе, так что с Grappler Bumper шутки плохи и машинах с любым типом привода.
Сток предусмотрел даже возможность скрытой инсталляции устройства, когда оно маскируется под крепление для велосипеда. Полицейский на неприметном автомобиле с парой велосипедов на носу догоняет на шоссе злоумышленника и… Должны же быть у этой штуки хоть какие-то недостатки!
Лев Гуриев