Технологии, позволяющие уцелеть в ДТП: с чего все начиналось
Фото: с экрана компьютера
Технологии, позволяющие уцелеть в ДТП: с чего все начиналось

С каждым годом автомобили становятся все более безопасными. Мы сделали обзор разработок, благодаря которым количество смертельных случаев в ДТП постепенно сокращается.

 

Трехточечные ремни безопасности 

Первопроходцем здесь является компания Volvo. Шведы еще в 1959 году продемонстрировали первые в мире трехточечные ремни, и доказали их жизненную необходимость. 

Фото: Getty Images

 

Это было настоящим прорывом в области безопасности. Вскоре все ведущие концерны стали оснащать свою продукцию шведской придумкой. Именно благодаря ремням безопасности удалось резко сократить количество смертельных случаев на дорогах.

 

Неэтилированный бензин 

В 1921 году компания General Motors придумала свой бензин — этилированный, на основе топлива с низким октановым числом. Чтобы мощность автомобилей возрастала, в него добавляли тетраэтилсвинец — ядовитую бесцветную жидкость с неприятным запахом. Мощность и правда увеличивалась, но вот беда — эта гремучая смесь запросто могла самопроизвольно сдетонировать при ДТП. Его опасность проявлялась и на нефтезаводах, где частенько фиксировались случаи отравления. 

Однако риск взрыва не остановил компанию — этилированный бензин вошел в обиход в 1923 году. Пользовались им вплоть до 1986 года. 

Кстати, взрывоопасность этого бензина понравилась американским киношникам. Достаточно вспомнить любой боевик, где от выстрела в бензобак машина превращалась в пылающий факел.

Под запрет этилированный бензин попал лишь в 1987 году, когда ему на смену пришел более «дружелюбный» неэтилированный. Правда, миф о том, что машина может просто так взорваться, жив до сих пор.

 

"Клетка" безопасности 

Безопасную конструкцию кузова автомобиля, которая оснащена жесткой серединой, а передняя и задняя части при этом являются зонами деформации, придумали в Mercedes-Benz. Конкретно это идея принадлежит конструктору венгерского происхождения Бела Барени. 

Благодаря этой технологии передняя и задняя части машины в случае сильного удара выступают в роли поглотителей энергии. А значит, у водителя и пассажиров больше шансов выжить.

 

Подушки безопасности 

В 2017 году у подушки безопасности юбилей — ей стукнет 50 лет. В 1967 году американец Аллен Брид впервые продемонстрировал свое изобретение, повышающее безопасность водителя и пассажиров. Тогда Брид представил подушку боссам из компании Chrysler. Но ее дебют затянулся на четыре года. Лишь в 1971 году это изобретение появилось на автомобиле — Ford Taunus 20M P7B. 

К подушкам безопасности отношение и по сей день неоднозначное. Одни считают, что они могут сработать «просто так», нанеся вред здоровью. У других мнение противоположное. Чаще всего "голосуют" за подушки безопасности те, кому довелось побывать в серьезных ДТП.

 

Антиблокировочная тормозная система (ABS) 

Изначально эта система разрабатывалась, а затем и применялась в самолетостроении. Но затем она перекочевала на автомобили. Ведь четкие и сильное тормоза — это хорошо, но с "умным" помощником их эффективность существенно возрастает. 

К тому же, далеко не все водители обладают профессиональными навыками для успешного торможения в экстренной ситуации. Вот тогда-то в дело вступает система ABS. Она автоматически препятствует блокировке колес, а значит, сокращает тормозной путь и позволяет автомобилю быть более устойчивым. 

На сегодня около 90 процентов выпускаемых автомобилей оснащены этой системой.

 

Безопасные стекла 

Все знают, что в случае аварии лобовое стекло автомобиля не рассыпается на тысячи мелких осколков, а трескается. Соответственно, водитель и передний пассажир не рискуют быть порезанными осколками. 

Фото: Getty Images

 

Эта защита стала возможной благодаря использованию специальной технологии «триплекс». Смысл ее в том, что между двух слоев стекла находится пленка. Именно она не позволяет "лобовухе" рассыпаться при ударе. Безопасное стекло изобрел французский химик Эдуард Бенедиктус. В 1909 году он получил на "триплекс" патент.

 

Складывающаяся рулевая колонка 

Впервые складывающаяся рулевая колонка появилась на автомобилях Формулы-1. А в 1968 году в США был принят закон, по которому все легковые транспортные средства в обязательном порядке должны были оснащаться такими колонками. 

Фото: Getty Images

 

Что же касается Формулы-1, сейчас и для ее болидов складывающаяся рулевая колонка стала обязательной. Причиной ужесточения норм безопасности послужила смерть пилота Айртона Сенны в 1994 году.

Павел Жуков

counter
Comments system Cackle