Subaru: ты помнишь, как все начиналось?
Фото: Wikipedia
Subaru: ты помнишь, как все начиналось?

Subaru в Израиле - больше, чем просто машина. В начале 90-х подержанная Subaru считалась отличительным признаком "русского" репатрианта. Желтая Subaru - любимая машина арабов. Несколько фактов из истории этой знаковой для нашей страны марки автомобиля.

Многие автопроизводители вырастали из авиационных компаний, и Subaru, автомобильное подразделение корпорации Fuji Heavy Industries, не исключение. Основанная в 1917 году Чикухеем Накаджимой, авиалаборатория к началу Второй мировой превратилась в крупного производителя оружия и военных самолетов: истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. Ki-84 Hayate ("Фрэнк", по терминологии союзников), созданный корпорацией Nakajima Aircraft Cо., признан специалистами одним из лучших японских истребителей и одним из лучших поршневых истребителей своего времени. 

Фото: Wikipedia

 

После поражения Японии в войне и оккупации, корпорации Накадзима, сменившей имя на Fuji Sangyo Co. Ltd, пришлось переключиться с самолетов на крохотные скутеры Rabbit, первые в Японии двухколесные транспортные средства этого типа. Кстати, Rabbit для японцев то же самое, что и Vespa — для итальянцев.

Фото: Wikipedia

 

Fuji Sangyo представляла собой дзайбацу — традиционный для Японии крупный монополистический концерн, контролировавшийся одной семьей. И под давлением оккупационных властей  была разделена на 12 компаний. Но позже, в июле 1953 года, пять из них объединились в Fuji Heavy Industries Ltd (FHI). Это был новый тип корпорации — кэйрецу, когда компании-партнеры объединялись вокруг крупного банка.

К пяти компаниям, четырем машиностроительным и одной торговой, составившим Fuji Heavy, вскоре прибавилась шестая — автомобильная, теперь известная как Subaru. На японском Subaru означает скопление Плеяды в созвездии Тельца, а шесть звезд на эмблеме символизируют шесть компаний, входящих в FHI.

"Если делать автомобиль, то полноценный", — решил первый президент компании FHI Кендзи Кита. Он же придумал японскому автомобилю имя Subaru. Первенец японской компании P-1 и Subaru 1500 был показан в 1954 году. В отличие от последующих самобытных моделей Subaru это был вполне обычный автомобиль с задним приводом, пружинно-рессорной подвеской и четырехцилиндровым двигателем, созданным на основе силового агрегата Peugeot 202. Мотор производила фирма Fuji Precision Technology, которая в итоге превратилась в автопроизводителя Prince Motor Company, создателя Скайлайнов.

Фото: Wikipedia

 

Subaru 1500 отправили на испытания в таксопарки, но серийного производства так и не начали. Для послевоенной Японии это оказался слишком большой и дорогой автомобиль.

Так и не решившись на выпуск полноценного автомобиля, FHI вернулась спустя четыре года с микролитражкой Subaru 360. Этот "народный" автомобильчик был японской версией Фольксвагена Жука и попадал в льготный K-класс. Для Японии этот был неплохой транспорт, но продажи в США не задались — крохотный автомобильчик был слишком маленьким и слабосильным, и увеличение мощности и объема двухтактного воздушника с 360 куб. см и 16 л. с. до 450 куб. см и 25 л. с. мало что дало.

Фото: Mytho88 - Own work, Wikipedia

 

На агрегатах "Божьей коровки" Subaru 360 были созданы грузовички и фургоны Smbar, а также первый  спорткар компании — Subaru Sports. Родстер с полимерным кузовом получился очень легким, и 23 лошадок двухцилиндрового воздушника хватало, чтобы разогнаться до 120 км/ч. Однако представленная в 1961 году на Токийском автосалоне Subaru Sports так и не пошла в серию.

Дебютировавшая в 1966 году Subaru 1000, всего третья по счету легковая модель компании, воплотила в себе нестандартные решения, которые в дальнейшем станут визитной карточкой японского автопроизводителя, прежде всего сочетание четырехцилиндрового оппозитного мотора и переднего привода. Такой мотор компактен, лучше уравновешен, чем рядный, у него меньше центр масс. Мотор развивал 55 л. с., что для легкого, весом полтонны, автомобиля было вполне достаточно. Но со временем объем силового агрегата увеличили до 1300 куб. см, а мощность — до 80 л. с.

Фото: Mytho88 - Own work, Wikipedia

 

С тех пор оппозитники стали характерной "фишкой" автомобилей Subaru. А в 2008-м компания даже представила оппозитный дизель.

Полноприводная история Subaru началась в 1972 году с универсала Leone с подключаемым вручную приводом на задние колеса. С тех пор полноприводность — отличительная черта автомобилей этой марки.

Причем для одной модели могут предлагаться несколько вариантов трансмиссии, зависящих от двигателя и коробки передач, и распределение тяги по осям может быть как классическим симметричным, так и несимметричным. А у машин с автоматической коробкой передач и вариатором момент на заднюю ось передается с помощью многодисковой муфты.

Фото: Wikipedia

 

Еще одна отличительная черта современных Subaru — клиноцепной вариатор. С бесступенчатыми трансмиссиями этого типа компания работала еще в 1980-х, электронный клиноременный вариатор ECVT устанавливали на полноприводный Justy. Но только несколько лет назад компания создала надежную и работоспособную коробку передач. Усиленная версия вариатора Luneartronic может работать и с турбомоторами.

Subaru Leone 4WD был всего лишь внедорожной версией легковой модели. Долгое время в модельном ряду компании были только универсалы повышенной проходимости, нынешняя модель Outback их прямой потомок. Первый настоящий кроссовер Forester появился в модельном ряду компании в 1997-м году.

А в 2005-м для американского рынка начали выпуск среднеразмерного 7-местного кроссовера Tribeca с рядным 6-цилиндровым оппозитником и неоднозначным дизайном авторства Андреаса Запатинаса.

Первое спорткупе Subaru (1985 год) получило имя самой яркой звезды в Плеядах — Alcyone. Это был очень необычный автомобиль с обтекаемым кузовом, футуристическим интерьером с жидкокристаллической приборной панелью. Автомобиль предлагался в передне- и полноприводном вариантах и благодаря пневмоподвеске мог изменять дорожный просвет. В 1991 году на смену Alcyone XT пришла не столь футуристичная модель SVX.

Следующим спорткупе Subaru стала модель BRZ, разработанная совместно с Toyota, первый заднеприводный автомобиль компании со времен Subaru 1500. 

С начала 1990-х имя Subaru связано с автоспортом. На счету гонщиков компании несколько побед в таких соревнованиях, как WRC Ралли Сафари и др. Более того, Legacy стала первым автомобилем, который с небольшими доработками (группа N) смог финишировать на Ралли Сафари. Пыталась Subaru выступать и в Формуле-1 на болиде с 12-цилиндровым оппозитником, но неудачно.

В 1992 году дебютировала модель Impreza, и гонщики Subaru World Rally Team стали пересаживаться на эту более компактную модель. Более, того они диктовали изменения, которые должны были быть внесены в серийную машину. А боевые версии WRX и WRX STI с турбомоторами быстро завоевали популярность и любителей дорожных спорткаров. В прошлом году компания решила отделить WRX от Импрезы, новые "врыксы" теперь отличаются и внешне. 

Фото: Getty Images

 

В 1968-м крупнейшим держателем акций Subaru стал Nissan.  В 1999-м после слияния Ниссана с Renault 20-процентный пакет акций Subaru был продан концерну General Motors. Американцы, по-видимому, не особо представляли, что делать с самобытным японским производителем, а Saab 9-2x, представлявший собой перелицованную Импрезу, оказался провальной идеей. В 2005-м GM решил продать свою долю, и  главным акционером плеяд стала Toyota.

Источник: supercar.ru
counter
Comments system Cackle