Никакая гарнитура не делает разговор по мобильнику безопасным
Фото: Getty Images
Никакая гарнитура не делает разговор по мобильнику безопасным

Допустим, у нас есть специальная гарнитура или наушник в правом ухе. Значит ли это, можно спокойно ехать и болтать, ничего не опасаясь? Штрафа действительно можно не бояться, а вот насчет ДТП новости плохие. Как сообщает WallaNews, новейшие исследования показывают: разговор по мобильному телефону даже без участия рук отнимает у мозга столько ресурсов, что риск ДТП возрастает многократно. 

Исследования проводились специалистами университета графства Суссекс (Великобритания) под руководством доктора Грэма Холла. Их целью было изобрести "идеальное" устройство для мобильного телефона, чтобы при разговоре во время движения риск был минимальным. Измерялась скорость реакции водителя, точность его движений и ширина поля зрения. 

Но оказалось, что такое устройство изобрести невозможно. Даже при самом удобном устройстве громкой связи и голосового набора номера, когда обе руки находятся на руле, характеристики действий водителя меняются радикально. И эти перемены изменения лишь ненамного меньше, чем когда мы говорим по мобильному, в нарушение всех правил, держа его в руках.

Фото: Getty Images

 

Прежде всего, возникает так называемый эффект "тоннельного зрения". Поле зрения водителя резко сужается. Исследователи подчеркивают: это происходит даже если мы физически не ощущаем мобильный телефон и не производим с ним никаких отвлекающих действий, поле зрение сужает сам факт разговора. Возможное объяснение таково: боковым зрением мы подсознательно начинаем "искать", откуда пришел звук.

При других обстоятельствах эффект тоннельного зрения может возникнуть при резком увеличении скорости автомобиля, когда мы теряем контроль над ситуацией. Таким образом, в субъективном смысле говорить по мобильному телефону - все равно, что гнать быстрее, чем соображаешь.

Второй эффект - разговор по мобильному телефону замедляет реакцию водителя и ухудшает его координацию и способность распознавать сигналы. В точности так, как если бы мы, помимо вождения, отвлекались бы на какую-то другую работу. Скажем, отсчитывали бы сдачу или набирали бы номер по тому же мобильному телефону, держа его в руках.

Теперь вспомним, как нас учили водить машину, и наш инструктор все повторял: не молчи, разговаривай! Нас сознательно приучали к разговору с пассажиром на переднем сиденье. Возникает закономерный вопрос: разве такой разговор не вызывает эффект тоннельного зрения, не отвлекает нас от дороги?

Исследователи выяснили, что почти нет. Разговаривая с пассажиром мы не отвлекаемся, потому что зрительно воспринимаем его в "фоновом" режиме, мы знаем, кто он, как он выглядит, где он находится. А когда мы говорим по мобильному телефону, мы собеседника не видим. И разница - принципиальная. Раз мы его не видим, мы начинаем достраивать его образ. То есть, видим того, кто на том конце "провода" внутренним зрением. И на это внутреннее зрение отвлекаются мозговые ресурсы от зрения внешнего. То есть от дороги. Короче говоря, когда мы говорим по телефону, у нас "голова в облаках", а когда с живым пассажиром, то нет. Точно так же нас не отвлекает радио в машине. 

И, наконец, живой собеседник воспринимает дорожную ситуацию вместе с нами. Если он чувствует напряжение, он на время замолчит и не станет нам мешать. Наш телефонный собеседник ничего этого не видит, и в тот момент, когда мы находимся в максимальном напряжении, может потребовать нашего наибольшего внимания. И трудно его за это винить.

Фото: Getty Images

 

Подведем итог. То, что дибурит или наушник снижают риск ДТП - распространенное заблуждение. Не случайно Американский совет по безопасности на транспорте (NTSB) рекомендовал полностью запретить использование мобильных телефонов. Эта мера не была принята почти нигде, слишком уж она непопулярна. Трудно представить себе парламент (в том числе, наш Кнессет), который примет такой закон.

Где же выход? Очевидно, запрет на движение с телефоном в руке следует сохранить. Тем более, что основная масса водителей, наконец, привыкла к нему, статистика свидетельствует о снижении такого рода нарушений. А вот от "дибурита" никуда не денешься.

Но если мы не можем сделать так, чтобы "дибурит" перестал нас отвлекать, зайдем с другого конца. Облегчим при помощи электронных устройств сам процесс вождения, чтобы он перестал требовать такой концентрации внимания. Речь идет об автопилоте в перспективе и о системах контроля за безопасностью движения и системах предотвращения столкновений - уже сейчас. Напомним, что Министерство транспорта выделило на поощрение повсеместного внедрения таких систем 1.5 миллиарда шекелей.

Оригинал статьи

counter
Comments system Cackle