Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Автомир

А
А

Кто-то выбежал на дорогу: маневрировать или тормозить?

Когда на дороге внезапно возникает препятствие, выбор невелик: экстренно тормозить или совершить опасный маневр. Что предпочесть? Автор пишет о российских дорогах, но все написанное актуально и для Израиля.

15.10.2015
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

Типичная критическая ситуация выглядит так: выспокойно едете, ивдруг возникает неожиданное препятствие. Это может быть пешеход или выскочивший навстречу автомобиль. Тогда задоли секунды водителю нужно найти спасительный выход, ипроблема осложняется тем, что ПДД одобряют нелюбой маневр.

Что требуют правила?

Наслучай описанной ситуации ПДД отвечают пунктом 10.1, который отправил вколонии неменьше водителей, чем все остальные пункты вместе взятые. Процитируем его фрагмент: "При возникновении опасности для движения, которую водитель всостоянии обнаружить, ондолжен принять возможные меры кснижению скорости вплоть доостановки транспортного средства".

Проще говоря, ПДД требуют, чтобы вслучае выявления надороге препятствия водитель тормозил. Иесли понадобится, тормозить дополной остановки.

Это одно изтех правил, которые написаны кровью. Торможение, даже если непозволяет избежать аварии, снижает тяжесть еепоследствий. Кроме того, ПДД учитывают тот факт, что далеко невсе автомобилисты обладают приемами контраварийного вождения, которые позволяют виных случаях технично увернуться отопасности, совершив объездной маневр. Торможение, особенно насовременных автомобиля сАБС, является самым доступным контраварийным приемом для среднестатистического водителя.

Есть иеще один момент: при торможении, как известно, наасфальте остаются следы, которые являются важной "уликой" при разборе происшествий. Поним определяют момент обнаружения опасности искорость движения. При этом маневрирование зачастую неоставляет никаких следов, поэтому восстановление картины ДТП становится более проблематичным.

Важно подчеркнуть, что правила требуют отводителя начинать торможение вмомент обнаружения опасности (сучетом времени реакции исрабатывания тормозных механизмов). Напервый взгляд— незначительная ремарка, ноименно она зачастую отделяет виновных водителей отневиновных.

Скажем, пешеход выскочил напроезжую часть внеположенном месте. Да, онможет быть виноват, ноэто неснимает ответственности сводителя. Иесли следователи установят, что оннажал натормоз, например, секунду спустя момента обнаружения опасности, водителя могут признать виновным.

Небудем углубляться внюансы, которых, кстати, очень много, просто еще раз подчеркнем: отводителя требуют непросто торможения, нопрактически мгновенного удара попедали тормоза при обнаружении опасности. Если онвсе сделал правильно (непревышал, ехал наисправной машине, вовремя тормозил), тодаже вслучае наезда нанарушителя водитель будет оправдан.

Аесли торможение непоможет?

Торможение хорошо всем, заисключением одного: вомногих ситуациях оно попросту неспасает. Между тем вероятность объехать препятствие может быть выше, чем шансы затормозить перед ним. Кэтому, кстати, нас подталкивают естественные инстинкты, иесли мывидим бегущего через дорогу пешехода, часто хочется обрулить в "противофазе" его движению.

Бытует ошибочное мнение, что п.10.1 впринципе запрещает объездные маневры итребует исключительно торможения. Насамом деле, прямого запрета наманевры, совмещенные сторможением, нет, более того, раздел 10 ПДД относится исключительно квыбору скорости движения изаманеврирование впринципе "неотвечает".

Но, решаясь маневрировать, нужно осознавать два нюанса. Если выпытались маневрировать, нетормозя, ипри этом все-таки снесли препятствие, вас могут обвинить внарушении п.10.1 ипризнать виновным.

Хуже даже другое: очень часто объездные маневры провоцируют новые ДТП. Классический контраварийный прием— лосиная переставка (внезапный маневр уклонения - Avtomir.zahav.ru) набольшой скорости часто приводит кразвитию заноса (если нет ESP или она неудачная), что чревато самыми нехорошими последствиями. Случаются иперевороты.

Или такой сценарий: совторостепенной дороги неожиданно высовывается автомобиль, водитель инстинктивно дает руля влево, выскакивает навстречку, исобирает там "гармошку" измашин. Виновник при этом тихо-мирно скрывается сместа, анашего водителя признают ответственным завсе разрушения или, недай Бог, жертвы, которые повлек его маневр.

Поэтому запомните: даже если провокатором ситуации являетесь невы, любые последствия вашего маневра могут быть записаны наваш счет.

Акакже гуманность?

Иногда, всамом деле, выгоднее бить виновника, чем пытаться отнего увернуться. Помимо прочего, это позволяет "забашить" его иосложнить ему побег сместа ДТП. Тем более, при своевременном торможении последствия зачастую меньше, чем отпанического верчения рулем впопытках объехать препятствие.

Новедь ситуации разные. Одно дело сознательно протаранить чужую машину, аесли надороге ребенок иторможение уже однозначно непоможет?

Ситуация изправовой области переходит вморально-этическую. Сточки зрения ПДД, неважно, какой тип опасности перед вами: открытый колодезный люк или пятилетняя девочка— впервую очередь нужно тормозить. Нодля большинства изнас разница есть.

Есть прецеденты, когда водители пытались увернуться, разбивали свой автомобиль, ребенок сбегал, они при этом платили изасвою машину, изаснесенный столб или светофор. Иногда это происходит "нарефлексах", когда водитель просто неуспевает принять сознательное решение. Иногда уворачивались "подоброй воле".

Доказать свою правоту вэтом случае, увы, крайне сложно. Тем неменее, некоторые водители все равно готовы рискнуть собой исвоим автомобилем, но, еще раз подчеркнем, такое решение мотивировано человечностью, анестремлением строго следовать ПДД.

Запомним

Аварийных ситуации бывают очень разные, иразвиваются они стремительно. Иногда попросту нет времени думать— действуешь нарефлексах и "предустановках", которые дал себе заранее.

Так вот, запомните простое правило: вподавляющем большинстве аварийных ситуаций торможение имеет приоритетный статус. Оно может быть кратковременным или дополной остановки, попрямой или совмещенное сманевром. Тем неменее, уворачиваться отопасности следует, если есть близкая кстопроцентной уверенность, что маневр неспровоцирует новых аварий.

Артем Краснов

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке