Я люблю тебя, Trabant!
Фото: Getty Images
Я люблю тебя, Trabant!

Как только его не ругали при жизни, этот символ эпохи ГДР. А теперь это раритет, не хуже других. Прошедший в немецком городе Носсене съезд владельцев автомобиля Trabant выявил неожиданно высокий интерес к этому пластмассовому чуду.

А ведь я их еще застал. И в немалом количестве. В западной Польше в 2001 году. Есть красивая городская легенда, которую, вероятно, поляки рассказывали тогда каждому, кто спрашивал, что это за странные коньки–горбунки бегают по их городам. Рассказали ее и мне мои польские друзья. Дело было так. Когда пала Берлинская стена, и ГДР и ФРГ объединились, то "весси" - жители Западной Германии - печально вздохнув несчетное число раз при виде наследства, которое им досталось, сказали своим новым согражданам "осси":

- Ну, что ж… Мы готовы принять вас такими, какие вы есть. С вашим поголовным стукачеством, с вашими пионерами в синих галстуках и с вашей застройкой на Александерплац. Единственное, что мы не готовы принять – это ваши машины Trabant. Такого позора немецкого автомобилестроения мы просто не в силах пережить. Не могут ездить автомобили Trabant по стране, которая создала BMW и Mercedes. Пожалуйста, избавьтесь от них.

В ту же ночь тысячи странного вида автомобилей, минуя таможни, хлынули через границу в польские города, жители которых с радостью покупали их по цене металлолома. Причем, это была еще очень приличная цена, поскольку металла в автомобиле Trabant оказалось не так уж много: в основном, он был сделан из пластика. Легенда есть легенда, но у западных немцев были основания переживать из-за обиды, нанесенной немецкому автомобилестроению. В машине Trabant был реализован совершенно немыслимый при других обстоятельствах расклад ролей:

"Немецкий автомобиль – младший брат советского автомобиля".

Фото: Getty Images
8 августа в Носсене собрались люди, которые любят Trabant. Фото: Getty Images
И их оказалось не так уж мало. Фото Getty Images
Машина сделалась настоящим предметом культа. Фото Getty Images
Хотя раньше над ней смеялись. Фото Getty Images
Ее называли

 

Между прочим, само слово Trabant – это перевод советского слова, которое прежде чаще употреблялось на всех языках без перевода: слова "Спутник". Присмотримся ближе, в самом деле, что было создано за эти годы и породило столько легенд.

Выпускался Trabant с начала пятидесятых годов народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. Объем двигателя 0.5 – 0.6 литра, мощность двигателя 18-26 лошадиных сил. Охлаждение воздушное.

Между прочим, при разработке многих узлов этой машины применялись достаточно новые и прогрессивные технические решения, которые на более престижных марках автомобилей используются и по сей день. Об их малопочтенном происхождении инженеры предпочитают не вспоминать. А вот то, что Trabant не имел бензонасоса, а топливо самотеком поступала из бака, расположенного прямо над двигателем, это было нехорошо, опасно. И кузов его, вопреки легенде, имел металлические детали. В некоторых западных машинах пластика было и больше. Всего было изготовлено более 3 миллионов машин, которые экспортировались не только в социалистические страны, но и в Нидерланды, Бельгию, ЮАР и даже Великобританию. А в самой ГДР желающим приобрести эту машину приходилось стоять в очереди 10 лет и больше.

В 1988 году Trabant начали выпускать с 1100-кубовым мотором от Volkswagen Polo, но популярной эта модель стать не успела: в 1989 году народное предприятие прекратило свое существование.

А сейчас – что такое Trabant? Израильтянину, наверное, проще всего объяснить одним словом: Trabant – это "Сусита". В Израиле ведь тоже когда-то выпускали автомобиль. Тоже пластмассовый. И его тоже ругали все, кому не лень. Но израильтяне умеют ценить свое прошлое. В определенных кругах есть настоящий культ "Суситы". Ее считают символом тех лет, откуда к нам пришло столько мелодичных песен. Многие сейчас ностальгируют по тому, прежнему Израилю, пусть даже в нем, как говорят, было больше социализма.

Вот и в городе Носсен, что в Саксонии, прошел съезд владельцев автомобиля Trabant, приуроченный к 25-летию воссоединения Германии. И выставка при нем. Trabant сегодня - культовый автомобиль. Из символа ГДР он превратился в символ ностальгии по ГДР, ее еще называют остальгией.

Фото: Wikipedia

 

…Значит, ностальгируем и по социализму тоже? Но вряд ли остальгия напоминает тот агрессивный культ всего советского, который явно сверху внедряется сейчас в России. А если так, то что в ней плохого?

Критика Trabant более, чем обоснована. Но когда речь заходит об отношении к нему его владельцев, критики забывают об одном парадоксе. Чем несовершеннее машина, тем больше напоминает она живое существо, и тем легче ее полюбить. Вот так, четверть века спустя выясняется, что Trabant - это, оказывается, милый автомобильчик в стиле ретро, который есть, за что любить. В Носсене собрались те, кто сохранил в себе любовь к этому пластмассовому чуду. Пройдем и мы между рядами выставки, заглянем в недавнее прошлое.

Вадим Найман

Продолжение просмотра

Источник: avtomir.zahav.ru
counter
Comments system Cackle