Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Автомир

А
А

Санузел в машине и другие забытые автомобильные идеи

Каким будет втомобиль через 50 лет? Многие идеи, которые выдвигались полвека назад, нам кажутся странными. Утешимся мыслью, что привычное нам сейчас показалось бы странным тогда. Слово нашим российским коллегам.

03.08.2015
Источник:motor.ru
Creative Commons

Одна из этих технологий попала в список самых сексистских изобретений, другая многие годы расшатывала нервы британским водителям. Все эти вещи, по задумке, должны были стать частью каждого современного автомобиля, но истории было угодно списать их в утиль.

Девочки налево

"Больше никаких перекрученных передач или включения заднего хода вместо переднего",— обещала фирма Hurst, придумавшая вшестидесятых автоматическую коробку передач сразными режимами для мужчин иженщин.

В "мужском режиме" рычаг трансмиссии попадал изположения Parking вправую щель сручным выбором передач ивключал первую передачу— эта опция, как правило, ставилась намощные "масл-кары" для энтузиастов. Одна из машин, на которую можно было установить изобретение Hurst, – Pontiac GTO конца шестидесятых.

Фото: Wikipedia


Однако для женщин или, скажем, парковщиков уресторана этот режим был недоступен иразблокировался только специальным ключом, остававшимся вкармане "настоящего мужика".

Чтоже касается "женского режима", торычаг внем двигался среди привычных положений P, N, D, L, R, предлагая простоту иудобство обычного "автомата". Таким образом вHurst пытались сделать мощный автомобиль одинаково удобным для обоих полов, аполучилось "одно изсамых сексистских изобретений" прошлого века.

Руль башка попадет

Система Procon ten предлагалась Audi ввосьмидесятых иначале девяностых как опция, повышающая пассивную безопасность. Смещаясь при ударе внутрь салона, двигатель тянул проложенный внутри автомобиля трос, который натягивал ремни безопасности ивжимал рулевую колонку впереднюю панель.

Грудь иголова водителя избегали контакта срулем, нотросы наносили кузову ипередней панели такие повреждения, что они неподлежали восстановлению, поэтому идею довольно скоро похоронили. Никто, впрочем, поэтому поводу особенно сожалеть нестал— наступало время повсеместного распространения подушек безопасности.

Фото: Wikipedia


Кто здесь?

Говорящий бортовой компьютер представлялся атрибутом будущего, но смотреть, а не слушать, оказалось удобнее. Вовремя ночной дороги электронный голос мог неожиданно воскликнуть "низкий уровень топлива" или порекомендовать вздрогнувшему водителю отправится наплановое техническое обслуживание. Время расцвета еще одной чудо-технологии— голосовых подсказок иуведомлений бортового компьютера— пришлось навосьмидесятые годы.

Водители Renault R25 или Rover Maestro периодически выслушивали данные осреднем расходе топлива или предупреждения онизком заряде аккумулятора, аодин автомобильный журналист, говорят, заставил Rover выдать сразу три сообщения зараз: "незакрыта задняя дверь", "низкое давление масла", "незакрыта боковая дверь". Для этого потребовалось всего лишь перевернуться.

Двигатель регресса

Задача любого двигателя— преобразовать тепловую энергию вмеханическую работу, ивтечение XX века инженеры предлагали сотни альтернатив, которые должны были делать это эффективнее поршневого мотора. Ближе всего куспеху были роторный игазотурбинный двигатели.

Фото: Wikipedia


Оба отличались более высокой удельной мощностью, меньшим размером иколичеством деталей, агазотурбинная установка была еще ивсеядной— внутри сгорало все, отавиакеросина досолярки. При этом характерный свист придавал такой машине аэрокосмический флер— имена Гагарина иАрмстронга тогда знали лучше, чем Мэрилин Монро.

Одна из газотурбинных машин, которая была близка к серийному производству – это Chrysler Turbine Car. Инженерам даже удалось укротить горячий выхлоп газотурбинных машин— под ними уже негорела трава инеплавился асфальт, ноосталась последняя существенная проблема— огромный расход топлива.

Фото: Wikipedia


Повышенным расходом топлива имасла отличался идвигатель Ванкеля, авысокие нагрузки вобласти ротора обуславливали его низкий ресурс. Поршневой двигатель вновь устояли, при всех его недостатках вроде механической сложности ивибраций, царствует ипосей день.

Закрой за мной дверь

Двери, убирающиеся вкрылья, позволяли небеспокоиться обузком парковочном пространстве ипридавали Kaiser Darrin дополнительную техническую изюминку. Правда, внутри машины оказалось нетак ужмного места, иинженерам пришлось пойти надва неприятных компромисса— сделать узкий инеудобный дверной проем иполностью отказаться отбоковых стекол.

Фото: Wikipedia


Ктомуже, салазки впорогах нужно было периодически смазывать иоберегать отпыли игрязи, иначе механизмы заедали. Витоге, хитрые двери пополнили бесконечный список благих изобретений, которые только осложняли людям жизнь, асама фирма Kaiser вскоре прекратила существование.

Руки мыли?

Изюминкой Horch 930S конца тридцатых годов был нетолько аэродинамический кузов, ноитакая невидаль, как встроенный санузел схолодной игорячей водой. Прямо под капотом лимузина помещался двухсекционный 10-литровый водяной бак, причем секция для горячей воды хитро подогревалась змеевиком, через который проходили горячие выхлопные газы.

Фото: Wikipedia


Легкая алюминиевая раковина откидывалась прямо изправого переднего крыла, анужную температуру воды можно было отрегулировать краном-смесителем. Изобретение неприжилось, нонекоторым семейным машинам оно непомешалобы исегодня.

Прописали ремня

Спомощью автоматически пристегивающихся ремней безопасности американское правительство ввосьмидесятые годы пыталось снизить смертность надорогах. Постатистике, вмашинах стакой опцией выживало втри раза больше людей— просто потому, что они были пристегнуты вне зависимости отихжелания.

Ремень втаких машинах имел лишь две точки крепления ибыл всегда вставлен взамок, аего внешний держатель двигался подлинным салазкам над дверью вперед-назад. Встречая водителя, крепление автоматически отъезжало вперед, акогда включалось зажигание, перемещалось назад ксредней стойке.

Всравнении собычным трехточечным ремнем такая система, правда, повышала шансы "подныривания" под ремень вовремя аварии. Ктомуже крепление сэлектроприводом было нетаким надежным иисключало установку преднатяжителей.

Вконце концов, споявлением шторок безопасности для электропривода неосталось места. Пришлось брать обычный трехточечный ремень ивставлять его взамок. Каждый раз! Вручную! Самому! Что завздор?

Квадратиш! Практиш! Гут?

Как писала "Дейли телеграф", "Austin Allegro сквадратным рулем стал одним изсимволов нелепицы, которая творилась сВеликобританией всемидесятых, начиная отгиперинфляции изаканчивая группой The Rubettes".

фото: Wikipedia


Насамом деле, оснащать автомобили квадратным рулем придумали еще вшестидесятых вСША— такая опция предлагалась для машин концерна Chrysler. Умоделей Plymouthон, например, назывался Aero Wheel, очевидно, взывая каэрокосмическим мотивам, которые тогда были вмоде.

Фото: Wikipedia

Читайте также


Для Austin Allegro квадратный руль стал эпитафией всех его недостатков. Прямоугольный обод неперекрывал широкую приборную панель сгоризонтальной шкалой спидометра, аснизу оставалось больше места для ног— вовсяком случае, вэтом уверяли крайслеровские проспекты. Водители, между тем, материли инженеров, спотыкаясь обуглы вовремя рулежки. Спустя годы квадратные рули вернулись, нолишь втесные кокпиты гоночных машин, где ничего перехватывать уже было ненадо.

Им повезло

Надо сказать, невсе неудачные технологии приняли смерть достойно иоставили автолюбителей навсегда. Например, электронные приборные панели, приводившие ввозбуждение ввосьмидесятые ивызывавшие вспышки гнева вдевяностые, сейчас возвращаются изнебытия сновым функционалом, мощными компьютерными чипами иогромными дисплеями. Икто знает, может быть мыеще застанем летающий газотурбинный автомобиль сраковиной впереднем правом крыле.

Илья Фролов

От редактора avtomir.zahav.ru: Система автоматически натягиваемых ремней безопасности не ушла в небытие. Мне доводилось видеть такую на не очень старом семейном минивэне в Канаде.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке