5 причин никогда не покупать подержанный автомобиль
Фото: Shutterstock
5 причин никогда не покупать подержанный автомобиль

Пару недель назад статья нашего выпускающего редактора и любителя автомобильного олдскула Андрея Чепелева о том, почему не стоит покупать новую машину, собрала больше сотни гневных отзывов. Нас даже обвинили в том, что мы пишем на заказ (интересно только, чей, наверное, Ассоциации фанатов бэушных авто)! И мы нашли защитника любителей новых авто, который готов заклеймить автохлам и поднять уроненный престиж машин без пробега.

Если в объявлении о продаже автомобиля вы видите строчку "Владельцев — 3 и более", стоит поискать другой вариант, это ясно даже тому, кто всю жизнь был пешеходом и пассажиром, но никогда водителем. Два владельца — уже лучше, один — совсем хорошо. А догадываетесь, сколько их должно быть в идеале?

Оставим в стороне эмоциональные аргументы про опьяняющий "запах новой машины" и про то, что "я у нее первый". Есть пять объективных причин, по которым автомобиль из салона — самое верное решение. Ну помимо той очевидной причины, что пацаны уважать будут.

 

1. Техническое совершенство

На кону стоит многое: во-первых, удовольствие за рулем, во-вторых, безопасность. И необязательно в таком порядке. В 1998 году Toyota Corolla заработала в краш-тестах Euro NCAP всего три звезды, в 2002 — четыре и лишь в 2007 году — пять. С каждой сменой поколений инженеры продолжают серьезнейшую работу по повышению безопасности, а часто и в момент рестайлинга "выкатывают" те или иные улучшения.

Уже исходя из этого, имеет смысл брать ту модель, которая только-только вышла на рынок, а не ту, которую производят много лет.

Ни для кого не будет открытием, что покупать смартфон пятилетней давности — неразумно. Техника далеко ушла вперед. Конечно, автомобили прогрессируют не так быстро, и все-таки отличия моделей, принадлежащих к разным поколениям, бывают довольно велики. Взять, к примеру, автоматические коробки передач, полноприводные трансмиссии с многодисковой муфтой, АБС и ESP. Разработки прежних лет способны вогнать в уныние любого, кто поездил на более современной машине. Инженеры потратили много времени на то, чтобы отладить эти узлы. В этом плане, покупая модель второй свежести, попросту получаешь недоделку.

И само собой, старая модель лишена нынешних гаджетов типа системы кругового видеообзора, системы бесключевого доступа, проекционной панели приборов, современной мультимедийной системы и т.п. Скажем, "пятерка" BMW нынешнего поколения, но выпущенная пять лет назад, не умеет воспроизводить музыку из айфона. В общем, так себе машина.

 

2. Свежак, не боян!

Не стану утверждать, что современные дизайнеры добились каких-то впечатляющих результатов в заочном соревновании с мастерами прошлого, но утверждать, что новинки по своему внешнему виду постоянно проигрывают прежним разработкам, может только закоренелый ретроград. Все-таки любая фирма стремится, чтобы ее новая разработка в чем-то смотрелась лучше, чем предыдущая.

Так уж мы устроены: то, что несколько лет назад смотрелось эффектно, сегодня зачастую выглядит старомодно. Мы на каком-то глубинном уровне испытываем потребность в обновлении "видеоряда" перед нашими глазами. Тот или иной стиль приедается в любом случае, причем чем ярче в свое время был дизайнерский прорыв, тем неуместнее подобные решения могут смотреться позднее.

Пример — Ford Focus первого поколения, который в конце 90-х произвел маленький фурор. По дизайну он радикально отличался от того, что в те времена считалось традиционным стилем моделей гольф-класса. И он сходу стал "Автомобилем года" в Европе. Это, конечно, не конкурс красоты, но дизайнерски неудачную модель таким титулом не наградят. Однако впоследствии та стилистика, названная "Фордом" new edge (новая грань), быстро поблекла. Компания решила больше не экспериментировать с неожиданными дизайнерскими ходами, и следующие поколения уже не выглядели белыми воронами на фоне конкурентов гольф-класса. И что же? Мало у кого тот первый Focus вызывает ностальгию. Забылось.

И не будем забывать, что дизайн-студии не просто "наводят красоту", а еще работают над эргономикой, способствуют внедрению новых технологий и материалов, находят новые функциональные решения. Во всех этих направлениях так или иначе наблюдается постоянный прогресс. Новые варианты трансформации салона или, скажем, такие "фишки", как стеклянная крыша, способная менять прозрачность, — это дизайнерские и инженерные находки, отличающие более свежие разработки от моделей прежних лет.

 

3. Безальтернативные варианты

На вторичном рынке чего только не встретишь: выбирай — не хочу. Но в определенном смысле выбор меньше, чем в случае с новинками. Многих моделей, которые продаются сейчас, несколько лет назад не существовало как класс. Компактвэн BMW? Современный седан Lada? Миниатюрный кроссовер Jeep? "Внедорожное купе" Mercedes? Младший седан Jaguar? Такие машины только готовятся выйти на рынок в 2015 году, заменить их нечем.

Не будет же кто-то всерьез утверждать, что давно снятый с производства Jaguar X-Type, разработанный еще в 90-е, является реальной альтернативой новенькому XE?

Компактный кроссовер Porsche может быть только новым, ведь модель Macan еще и года не продается. Volkswagen Жук нынешнего поколения — чуть больше года. Псевдокроссовер Lada Kalina Cross — всего несколько месяцев. Прямых альтернатив у них маловато.

Кто-то скажет, что почти всё это — нишевые модели, которые интересуют немногих, а обычный покупатель всегда найдет на вторичном рынке именно то, что ему надо. Не всегда. Например, в классе доступных иномарок местной сборки или компактных кроссоверов в последние годы постоянно появлялись новые игроки. Чем глубже копаться в объявлениях, уходя в нулевые годы, тем меньше вариантов. Renault Duster не бывает ни десятилетним, ни пятилетним по понятным причинам. Так, что не выпендривайтесь, Иван Иванович, покупайте допотопную Шеви Ниву.

 

4. Возврат и гарантия

Возможность вернуть некачественный товар входит в число базовых прав потребителя. В случае с такой недешевой покупкой, как автомобиль, это право совсем не лишнее. Но если берешь автомобиль у частного лица, то никто ничего тебе не гарантирует. Какую диагностику перед покупкой ни проводи, уже на следующий день вас может ждать неожиданность. Это и с новыми машинами случается.

По закону "О защите прав потребителя", любая, даже мелкая поломка, позволяет сдать новый автомобиль в дилерский центр в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю. По истечении этого срока вернуть машину сложнее, но тоже можно! Поводами могут быть обнаружение "существенного недостатка" или длительный ремонт (дилер обязан устранить любую поломку в течение 45 дней). Также если владелец не смог пользоваться машиной из-за поломок более 30 дней в течение одного года — это тоже основание для возврата.

Практика такова, что сдать автомобиль и вернуть деньги, как правило, удается только через суд, но клиенты выигрывают такие суды не так уж редко. Общественные организации по защите прав потребителей охотно берутся за подобные случаи, причем их услуги для клиента зачастую бесплатны.

Я не призываю читателей проявлять потребительский экстремизм и сдавать автомобиль из-за того, что запотевают фары. В большинстве случаев бесплатный ремонт — именно то, что хочет получить владелец новой машины, столкнувшийся с той или иной неисправностью. Ну а покупая подержанную машину, получаешь либо более короткую гарантию (если она вообще не кончилась), либо никакой.

 

5. Финансовые инструменты

Самые лучшие кредитные предложения бывают только на новые автомобили. Да, на "офисный планктон на кредитных Фокусах" принято смотреть с презрением. Мол, нахватали долгов, теперь ноют — сами виноваты. Но так обычно говорят люди, сами далекие от финансовой грамотности, приписывающие всем окружающим свою неспособность считать деньги. Между тем все предприниматели мира так или иначе берут кредиты, что не мешает многим из них богатеть.

Те россияне, кто в прошлом году успел взять рублевый автокредит, сейчас в выигрыше. Даже в двойном. Ведь с тех пор и ставки выросли, и машины подорожали. Продолжай эти люди копить на машину вместо того, чтобы взять в долг, сейчас бы кусали локти: накопления обесцениваются, автомобили стремительно выросли в цене. Разумеется, рады только те, кто не потерял пока работу и надеется ее сохранить в будущем. Но эти риски надо учитывать в любые времена, а не только в кризис.

Кстати, поспешим успокоить тех, кто опасается, что сейчас банки начнут поднимать ставки по ранее выданным кредитам. По действующим нормам это незаконно. Даже если в договоре есть пункт, допустим, о том, что при изменении ставки ЦБ выше какого-то уровня, автоматически поднимается ставка по кредиту, то подобные пункты в настоящее время юридически ничтожны. Исключение составляют кредитные договоры, в которых изначально прописана плавающая ставка. Это — другое, и подобных кредитов почти нет на российском рынке. В общем, это мало кого касается, но на всякий случай поясню суть отличия: в таком договоре ставка может быть привязана, допустим, к ставке LIBOR (британский индикатор межбанковского рынка), и тогда сумма вашего платежа по кредиту скачет ежемесячно или ежеквартально. Это не право банка менять ставку в кризис, а особенность механизма расчета ставки, действующего независимо ни от чего.

В этом году ситуация развернулась на 180 градусов: в данный момент кредит брать крайне невыгодно. Но подобные вещи могут быстро меняться даже в кризис. Например, для борьбы с последствиями кризиса 2008 года российские власти запустили государственную программу субсидирования процентных ставок по кредиту, и этим воспользовались сотни тысяч покупателей — очень уж выгодным было предложение.

P.S. Автомобиль — это такой партнер, с которым ты заключаешь довольно продолжительный контракт, а значит, надо думать вперед. Устроит ли тебя эта модель в будущем по своим техническим параметрам, безопасности, дизайну, особенностям обслуживания и т.д. И в этом плане новинки практически вчистую выигрывают у подержанных экземпляров.

Автор: Павел Ёлшин

counter
Comments system Cackle