Авто-Барбара: самые удивительные союзы в мировом автопроме
Фото: Shutterstock
Авто-Барбара: самые удивительные союзы в мировом автопроме

Зачем Mercedes в свое время возродил умерший бренд Audi? Что общего у Saab, Ford и "Запорожца"? Как под капот Citroen попал двигатель от BMW? Рассказываем о "свадьбах", "разводах" и "внебрачных отношениях" автомобильных брендов, а также об их плодах.

Вы ездите на Ford Focus? И вдруг в автосалоне вам продали запасные части подвески от японской Mazda? Ничего страшного, все отлично встало и машина ездит как новая. Но расследование даже такого небольшого совпадения может привести к интересным историям из мира автомобильных брендов.

Ведь мировой автопром — это, по сути, одна единая семья. Родственные связи здесь проявляются не только в браках по любви и расчету, но и совместных фабриках, платформах авто и в маскировке под чужим брендом.

Три истории о том, как удивительно переплетаются судьбы компаний автопроизводителей, — к вашему вниманию.

 

Audi: от "Мерседеса" к "Фольксвагену"

Историю про перевод фамилии Horch на высокую латынь, в результате чего получилось название Audi, слышали многие. Но история марки совсем не так проста и однозначна. Бренд, созданный в 1910 году, пережил взлет, падение, небытие и новое возрождение.

Уже в 1928 году произошло слияние DKW и Audi, причем завод компании в Цвиккау производил недорогие машины DKW — это было время кризиса, а в 1932-м, с присоединением Horch и Wanderer, было образовано объединение Auto Union.

Уже в 1940-м марка исчезла и не появлялась до 1965 года. Возрождением своим она обязана не кому-то, а злейшему конкуренту на данный момент, компании Daimler-Benz. Дело в том, что в 1958-м году DB купил объединение Auto Union, которое на тот момент производило машины под маркой DKW.

Это были переднеприводные авто с двухтактными моторами, в чем-то передовые, а в чем-то безнадежно устаревшие. О том, в каких муках рождалась переднеприводная компоновка, мы, кстати, недавно писали — в этой статье собрано немало интересных фактов, в том числе и о DKW.

Собственно, именно с подачи руководства Daimler на машинах DKW появился нормальный четырехтактный мотор Mercedes, а торговую марку DKW изменили на Audi, дистанцировавшись от чадящих и стрекочущих аппаратов. Таким образом появилась модель бренда Audi F102. Именно с подачи Mercedes начали разработку и модели Audi 50, которую все хорошо знают как первый Volkswagen Polo 1974 года.

Вышла эта модель уже после покупки бренда компанией Volkswagen в 1965 году и совсем не ассоциируется с Daimler. По легенде, новые владельцы фирмы хотели использовать производственные мощности для выпуска своего "Жука", но позже отказались от этой затеи, поскольку конструкторы Audi сумели создать еще несколько шедевров своего времени.

Не обошлось и тут без вливаний чужой крови. Компанию NSU, производителя престижных машин, сгубил двигатель Ванкеля на новой модели Ro80 — сама машина оказалась очень прогрессивной, с удачным дизайном и конструкцией, но моторы "ели" слишком много масла и слишком рано требовали ремонта.

В 1969-м году Volkswagen выкупил NSU и объединил ее с Audi, после чего Ro80, переработанная с учетом опыта новых владельцев, появилась на рынке как модель Audi 100. Стиль и технические решения сохранялись еще на протяжении нескольких поколений машины и сильно сказались на пересмотре гаммы моделей самого Фольксвагена, которая выпустила Audi 50 как VW Polo, а Audi F103 превратилась сначала в Audi 80 и 90, а в 1973-м году стала выпускаться как VW Passat В1.

Shutterstock

Saab: самый нелюбимый "племянник"

О том, что этот "почти мертвый" бренд имеет отношение к авиации, знают все. Но история его тоже полна любопытных фактов. Производитель самолетов из Тролльхеттена Svenska Aeroplan AB после войны задумался над диверсификацией производства. Таким образом, в 1950 году в Швеции появился новый автомобильный бренд, который выпускал модель Saab 92. Как и на DKW, тут стоял двухтактный мотор и привод был на переднюю ось.

В 1967 году история двухтактных двигателей Saab закончилась — их заменили на двигатели Ford V4, устанавливаемые, помимо модели Saab 96, в том числе на широко известный на Ford Taunus. Кстати, именно такую конфигурацию, V-образную "четверку" использовали конструкторы Запорожского автомобильного завода для всех своих серийных моделей, кроме "Таврии" и "Славуты". Впрочем, моторы V4, в отличие от ЗАЗ, не очень-то устраивали шведов.

Уже в 1968 году вышла модель Saab 99, на которой применялись двигатели Triumph Slant-4 — очень прогрессивная на тот момент модель, которая широко применялась, в том числе на спортивных моделях Triumph. Компания выкупила права на производство этого мотора, сделала его редизайн и объединилась с компанией Scania-Vabis для совместного выпуска двигателей.

С 1968 года компания называлась уже Saab-Scania и производила самолеты, автобусы, грузовики, и легковушки до 1989 года, когда легковое подразделение было перекуплено GM. Впрочем, и без покупки бренда с "перекрестным опылением" все было очень интересно. В 1984 году на рынок выходит модель Saab 9000. Относительно небольшой производитель не потянул создание полностью "своей" платформы, так что это была совместная с группой Fiat разработка, так называемая платформа Type Four.

Так получилось, что в ближайших "родственниках" у Saab оказались модели Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema. Шведские машины заметно отличались от итальянских подходом к пассивной безопасности и моторами, но внешнее сходство заметно невооруженным взглядом. Сотрудничество с Lancia не закончилось общей моделью на платформе. Легендарная Lancia Delta продавалась как модель Saab 600 после некоторой доработки. Это был первый опыт бейдж-инжиниринга для шведов. Позже, во времена сотрудничества с GM, таким образом под шведской маркой будут продаваться машины Subaru.

Быть производителем малосерийных и престижных авто не так просто, и все последующие модели производились уже на платформе General Motors. Первенцем стала модель 900 II, которой досталась платформа модели Vectra A, а через четыре года платформа модели Vectra B легла в основу SAAB 9-5. Еще немного родственных связей добавил Cadillac BLS, практически SAAB 9-3 второго поколения с измененной внешностью. А еще в США продавалась модель 9-2x на основе Subaru Impreza, 9-7x, в основе имевший Chevrolet Trailblazer и очень редкий 9-4x, близкий родственник модели Cadillac SRX.

К сожалению, бренд фактически прекратил свое существование в 2011 году, платформа модели 9-5 первого поколения была продана китайской компании BAIC, которая после творческого "переосмысления" выпустила на ней модель Senova. После скандальной сделки бренд принадлежал компании Spyker, голландскому мелкосерийному производителю спорткаров, и в 2012 году был выкуплен объединением китайских инвесторов NEVS.

Что будет дальше и каких "родственничков" он соберет по пути, еще не известно, но за счет итальяно-американских связей SAAB явно претендует на звание самого нелюбимого "племянника".

 

BMW: союзы по любви и поневоле

Казалось бы, что интересного может быть в истории этого бренда? В массовом сознании он выпускал авиационные моторы, а потом вдруг сделал миленькую BMW Izetta, после чего сразу сотворил спортивные модели. Ну и еще были мотоциклы, как без этого... Но не все так просто.

Без авиационных моторов действительно не обошлось, но первую свою машину компания выпустила еще до второй мировой войны, в 1929 году. Это была малолитражка Dixi на платформе английского Austin Sevens.

С выпуска кузовов для этой же модели начинала и Swallow Sidecar Company, более известная нам сейчас как Jaguar — ее переименовали после войны, так как сокращение SS несло в себе резко отрицательные ассоциации. Видимо, платформа Austin как-то способствовала созданию спорткаров, потому что обе компании — и BMW, и Jaguar — очень быстро выпустили мощные и компактные машины, заложившие основы их идеологии.

Jaguar выпустил модели SS 90 SS 100 с шестицилиндровым мотором, и BMW создала свои BMW 303/326 по тому же рецепту — шесть цилиндров и компактный кузов. Дальше их пути разошлись, чтобы встретиться намного позже.

После войны завод BMW в Эйзенахе остался в советской оккупационной зоне. Название завода сменилось на Eisenaher Fahrzeuge- und Maschinenfabrik GmbH, и уже в ноябре 1945 года он начал производить автомобили и мотоциклы под маркой BMW, а с 1947 года — машины BMW с этого завода экспортировались в Бельгию, Голландию и Швейцарию под маркой BMW.

А "настоящая" компания BMW AG в Мюнхене не исчезла, просто по правилам репарации в послевоенной Германии она не могла предъявить права не только на патенты и прочую интеллектуальную собственность, но и на торговый знак. Вот и впускались модели BMW 321, 326 и новая модель 340, уже не имеющие по факту никакого отношения к мюнхенской компании.

Анекдотичная ситуация изменилась только в 1951 году, когда по решению суда г. Дюссельдорфа продукция из Эйзенаха лишилась права продаваться в Европе под маркой BMW. Машины из ГДР никуда не исчезли, их продолжили выпускать под маркой EMW — Eisenacher Motoren Werke. А наследников этих машин многие, кто застал ГДР, еще помнят. Машины Wartburg поначалу оставались дорогими и престижными, но потихоньку скатились к выпуску моделей на шасси довоенных DKW F9, родством с которыми гордиться сложно.

Сама же BMW AG с трудом пережила начало шестидесятых годов, перебиваясь с хлеба на воду, с мотоциклов на мотоколяски. Престижная BMW 501 продавалась из рук вон плохо, как и спортивные 503 и 507. Получше дела пошли только в 1961-м, с выходом модели 1500. А дальше рассказывать неинтересно — там сплошное "больше, лучше, сильнее, мощнее и дороже".

Интересное началось в 1994-м, и это явление можно охарактеризовать как "немецкое вторжение в Англию". BMW выкупила права на Rover Group у British Aerospace, а "Ровер" к этому моменту представлял из себя осколки некогда многочисленной и могучей автоиндустрии Туманного Альбиона — в его состав вошли такие марки, как Austin, собственно сам Rover, Mini, MG, Land Rover, Leyland, Morris, Riley, Triumph и Wolseley.

Индустрия вошла в крутое пике при правлении Маргарет Тетчер, которая сделала ставку на финансовый сектор и сферу обслуживания, но остатки при покупке потянули на 800 миллионов фунтов стерлингов. Немцы вложили в английские предприятия миллиарды, но перебороть ситуацию не смогли, и в 2000 году продали Rover за 10 фунтов.

При этом себе они оставили легендарный бренд Mini, а Land Rover перепродали Ford Motor Company. Вместе с этим "Форду" достались также двигатели и платформа BMW на моделях Range Rover предыдущего поколения. Еще чуть позднее индийская компания Tata Motors Limited объединит под своим началом уже упомянутый Jaguar и Land Rover, таким образом создав еще одно удивительное колечко на генеалогическом древе.

"Набег" на Англию принес баварцам еще и куда более престижный приз — торговую марку извечного конкурента в небе Rolls-Royce. Двигатели для Rolls-Royce Motors немцы стали поставлять еще в 1990-м, а в 1998 году в споре между BMW и Volkswagen за легенду мирового автопрома торговая марка RR отошла к BMW, а заводы в Англии и торговая марка Bentley — к "Фольксвагену". Так родился еще один странный "союз поневоле" — на машинах Bentley, произведенных под контролем Volkswagen, до 2009 года применялись моторы от баварского концерна.

И еще один "маленький" союз BMW, на этот раз с французским PSA, для разработки новых моторов заключили в двухтысячных. Плодом этого союза стали моторы для BMW, Mini, Peugeot и Citroen. Была, кстати, попытка применить их и на уже упоминавшемся SAAB. Первый опыт признан удачным, и в 2011 году на свет появились моторы нового семейства Prince, сразу завоевавшие титул "Мотор года в Европе".

 

Что в итоге?

Как видите, в мире больших денег и большой инженерии случается всякое: в союзы объединяются порой те, от кого этого меньше всего ждешь. И даже сейчас, в эпоху глобализации, эти процессы продолжаются. В частности, еще недавно компания Toyota владела частью акций компании Tesla, но в конце октября 2014 года от них избавилась. Кто придет японцам на смену? Запасаемся попкорном и ждем новостей.

Источник: kolesa.ru
counter
Comments system Cackle