Судьба дизеля, или светлое будущее автомобилей
Фото: Getty Images
Судьба дизеля, или светлое будущее автомобилей

Вопреки ранее высказанным предположениям, что в 2040-м году дизель будет самым популярным топливом, доминирование дизельных двигателей в новых автомобилях в Европе может закончиться к концу десятилетия. 

 

По мнению ряда специалистов, среди всех источников энергии для автомобильного транспорта именно дизель будет играть самую главную роль.

Через 25 лет бензин медленно сдвинется на второе место, а альтернативные и возобновляемые источники, такие как водород, биоэтанол и электричество, по старинке будут играть лишь вспомогательную и региональную роль.

По их прогнозам,  количество машин к тому времени возрастет до 1,6 млрд единиц (сейчас 800 млн), а общий трафик в мире увеличится на 75%.

В тоже время потребление энергоносителей в этой области вырастит всего на 40% - это объясняется повышением экономичности ДВС и применением более легких материалов.

Главными потребителями топлива будут коммерческие автомобили (и в первую очередь - тяжелые большегрузы), а пассажирские будут становиться все более энергоэффективными.

В структуре рынка автомобильных топлив ожидают больших перемен. Так, бензин различных марок потеряет пальму первенства, на первое место выйдет именно дизельное топливо.

Этот феномен объясняется огромным ростом коммерческих перевозок в странах Южной Америки, Африки и Азии. На третьем месте в списке уверенно закрепится электричество.

В 2040 году "гибридизация" автопарка дойдет до уровня, что каждый второй автомобиль будет иметь тот или иной тип гибридной силовой установки.

Нишевыми продуктами останутся водород и различные биотоплива. Они займут 5% рынка. Их распространение мешает сложность соответствующих агрегатов, неэффективность, ограниченность площадей для выращивания подходящих культур, а также неразвитая инфраструктура.

 

Использование природного газа вырастет в 4 раза – до 4% рынка.

Существует и принципиально иной взгляд на ближайшее будущее. В соответствии с заявлениями ведущих экспертов, "более жесткие параметры регулирования выбросов парниковых газов и высокая стоимость технологии, направленной на борьбу с загрязнением, сделают дизельный двигатель гораздо дороже".

Это, по мнению специалистов, будет сочетаться с растущей топливной эффективностью бензиновых двигателей и высокой вероятностью существенного повышения цены дизельного топлива.

Джо Бакай , руководитель по развитию продуктов европейского подразделения Ford заявил, что затраты на выполнение Евро 6 и ожидаемого Евро 7 становятся "большой проблемой", равно как и снижение мощностей по переработке бензина в Европе.

Это привело бы к росту цены на дизельное топливо, как сопутствующего продукта переработки бензина. Он также поставил под сомнение перспективу налогового преимущества на покупку дизельного топлива в некоторых странах ЕС.

"Европа экспортирует много бензина в США. Но если спрос падает, многие перерабатывающие мощности могут быть выведены из системы, поднимая цены на дизельное топливо, - сказал Бакай.

– Есть еще и такая проблема, как стоимость последующей обработки выхлопных систем газов для предстоящих EU6.1 и EU6.2. Последняя предъявляет более жесткие ограничения на выбросы NOx и твердых частиц".

"Намного дешевле получить бензиновые двигатели, соответствующие EU6.2. Для дизельных двигателей нужны новые технологии, такие как системы селективного каталитического восстановления..."

Бакай также сказал, что развитие технологии бензиновых двигателей ("которые на два-три года отстают от дизеля") позволят сократить разницу между расходом бензина и дизельного топлива.

Клаус Шмидт, главный инженер китайского бренда Qoros (ранее возглавлявший одел шасси подразделения BMW M), ссылаясь на все более строгие требования к уровню вредных выбросов, считает, что "важность дизельных двигателей будет заметно снижаться к концу десятилетия".

При этом, около 50 процентов новых автомобилей, проданных в Великобритании – дизельные. В Испании и Франции эта цифра достигает 70 процентов, а средний показатель по ЕС – 55 процентов.

Европа на сегодняшний день является крупнейшим потребителем дизельных автомобилей. Еще недавно, в 2010 году, Япония и США имели очень низкий процент дизелей, выражающийся одной цифрой.

Анатолий Гребенюк

counter
Comments system Cackle