Автомобильный коммунизм: совместное владение
Фото: Getty Images
Автомобильный коммунизм: совместное владение

Отказ от личного автомобиля в пользу так называемых услуг каршеринга — уже реальность для крупных мировых мегаполисов.

Этот способ передвижения стирает грань между личными и общественными автомобилями и может помочь городам спастись от транспортного коллапса.


 
Зачем, живя в большом городе, иметь собственный автомобиль, особенно если пользуешься им лишь пару раз в неделю?

Ведь можно создать некое сообщество и брать машины взаймы друг у друга. Основываясь на этих коммунистических идеях, в мире сейчас стремительно развивается такое явление, как каршеринг (car sharing, совместное владение автомобилем).

Первые подобные коммуны появились в Европе еще в конце 1940-х. Однако настоящий расцвет каршеринг переживает последние несколько лет, во многом благодаря интернету и развитию информационных технологий.

По оценкам исследовательской компании Frost & Sullivan, если в прошлом году в мире насчитывалось 2,3 млн участников каршеринга, то в текущем году их число увеличится на 40%, а к 2020-му более чем в 10 раз — до 26 млн человек.

Сегодня больше всего пользователей этих услуг насчитывается в Северной Америке (1,12 млн), далее идет Европа (0,94 млн) и Азиатско-Тихоокеанский регион (0,28 млн).

 

Автомобильный коммунизм

Принципиально каршеринг делится на два основных типа. Первый — люди обмениваются автомобилями между собой. На Западе такой принцип назвали Р2Р — person-to-person или peer-to-peer ("человек — человеку").

В разных странах мира появляется все больше интернет-сервисов P2P, которые предлагают автовладельцам вступать в сообщества, где можно на короткий срок сдавать свой автомобиль любому желающему.

Например, в Северной Америке сейчас наиболее популярны компании Getaround, Relayrides, Wheelz; в Европе активно развиваются Whipcar, Voiturelib, Tamyca; в Азии — Drivemycar, CaFoRe .

Система работает следующим образом: желающие сдать свой автомобиль в аренду и потенциальные арендаторы регистрируются на портале.

Последние вводят в поисковой системе город, время и тип желаемого автомобиля, после чего информационная система показывает им список доступных автомобилей. Арендатор напрямую через сайт связывается с арендодателем, договаривается, где можно забрать автомобиль, производит оплату.

Роль портала как посредника заключается в том, что он выступает гарантом добросовестности участников сделки — сторонам он высылает на подпись договор аренды, где арендатор, в частности, обязуется вернуть автомобиль в целости и сохранности.

Выгода от такой сделки обоюдная. С одной стороны, аренда автомобиля в таком клубе порой кратно дешевле, чем в специализированных прокатных конторах. С другой — люди, которые не часто пользуются своим автомобилем, могут хорошо подзаработать.

"У меня собственный автомобиль с 2005 года, но в силу моего рабочего графика сейчас я им пользуюсь только один или два раза в неделю, — пишет в своем блоге активистка движения за совместное использование автомобилей американка Кэтрин Ринди.

— Я начала использовать модель каршеринга в 2010 году, в общей сложности мой автомобиль заимствовали более 250 раз, я заработала на этом около 10 тыс. долларов — это примерно равно его рыночной стоимости. Так что с финансовой точки зрения мне выгодно иметь машину, изредка ее использовать, а все оставшееся время сдавать в аренду".

Совместное использование автомобилей — одно из проявлений идеи совместного использования различных вещей, которая обретает всю большую популярность в современном постиндустриальном мире.

В последнее время у экономистов даже появился термин "экономика современного потребления", которая сейчас переживает настоящий бум.

Помимо совместного использования автомобилей набирает обороты сдача в аренду своих домов или комнат (международный сервис Airbnb), развиваются услуги "народных такси", когда люди за умеренную плату предлагают подвозить других людей, например попутчиков, в другой город.

Экономисты считают, что идея совместного использования будет все больше проникать во все сферы жизни: уже имеют немало поклонников такие нишевые сервисы, как совместное использование моторных лодок или совместный выгул собак (DogVacay).

Динамично растет и число пользователей услуг P2P-каршеринга: как уже отмечалось выше, в текущем году компания Frost & Sullivan прогнозирует рост числа пользователей этих услуг на 30%.

Здесь как минимум каждый месяц появляется новый заметный игрок (например, в Австралии недавно был запущен крупный проект под названием Car Next Door).

 

Коммерческий подход

Коммерческий каршеринг — это уже не коммуна, а набирающий во всем мире обороты тип бизнеса. От классической аренды он отличается тем, что автомобиль берется в краткосрочную аренду — можно на час или даже на полчасика, и сделать это гораздо проще, чем в большой прокатной автомобильной компании.

Ну а термином "каршеринг" такой тип услуг называть справедливо, потому что его пользователи тоже вступают в некий клуб, в котором в любой момент взять могут автомобиль в краткосрочную аренду.

Благодаря применению современных информационных систем пользоваться услугами компаний такого типа очень удобно. Для этого изначально нужно лишь один раз прийти в офис арендодателя.

Здесь у клиента возьмут копию водительских прав, возможно, еще паспорта, дадут подписать бумаги о согласии соблюдать правила аренды, попросят подтвердить свою кредитоспособность с помощью банковской карточки.

После этого в офис уже ходить не нужно. Клиент получает клубную электронную карточку (или специальный электронный код). Имея ее, он может без дополнительного оформления подойти к любому автомобилю сети, которые располагаются на одной из многочисленных раскиданных по городу стоянок.

Проводим карточкой у двери машины (вводим электронный код), дверь открывается, и в этот момент включается счетчик. Внутри машины есть навигатор, где обозначены ближайшие парковки компании.

Доезжаем, допустим, с окраины города до его центра, паркуем машину на специализированной стоянке (то, что она есть в центре, — еще один несомненный плюс для многих мегаполисов), закрываем дверь, проводим карточкой — и с вашего счета списывается сумма за аренду автомобиля, скажем, за 31 минуту.

Вообще, оснащенность современными технологическими решениями — конек современных каршеринговых компаний.

Например, они предлагают своим клиентам различные программы для смартфонов, используя которые человек может быстро узнать, есть ли на той или иной стоянке свободный автомобиль, и тут же его забронировать.

Весьма разнообразны и варианты оплаты. Она может быть поминутной, почасовой (например, в Барселоне или Париже расценки стартуют с 4–7 евро в час), есть тарифы на определенное количество часов в течение месяца или года (например, ежемесячный платеж в размере 40 евро позволяет пользоваться машиной в течение восьми часов).

Число специализированных каршеринговых компаний в мире исчисляется уже сотнями. Например, только в Германии их 130. Динамично развивается такой вид услуг в Италии, Испании, Великобритании.

Бум на каршеринг переживают и США, где этот бизнес уже широко распространен во всех крупных городах. В частности, именно в США находится нынешний мировой лидер каршерингового рынка — ZipCar.

Основанная в 2000 году, сейчас эта компания имеет около 800 тыс. постоянных клиентов, а ее автопарк насчитывает около 10 тыс. автомобилей, причем ZipCar уже выходит на рынки Канады, Великобритании, Испании, Австрии.

Интересно, что в последнее время освоить сегмент каршеринга пытаются и традиционные акулы автомобильного проката.

В середине марта громким событием стало завершении сделки по поглощению компании ZipCar мировым гигантом Avis Budget Group, который выложил за это приобретение полмиллиарда долларов.

Вообще, как отмечают аналитики Frost & Sullivan, в ближайшее время все больше компаний из различных сфер бизнеса начинают участвовать в развитии услуг каршеринга.

Помимо чистых стартапов  и, как уже упоминалось, гигантов автомобильного проката (Avis, Interprise, Hertz), в каршеринговый бизнес начинают входить, например, лизинговые компании, компании, занятые развитием общественного транспорта.

Наконец, примечательно, что этот бизнес начинают развивать и производители автомобилей. За последние полтора-два года многие из них запустили собственные каршеринговые предприятия — например, Daimler вывел на рынок свою компанию Car2Go, BMW — DriveNow, Volkswagen — Quicar. Пришли в каршеринговый бизнес и такие автогиганты, как PSA, Renault, Ford, Toyota.

Для автопроизводителей это выгодная рыночная ниша и хорошая возможность продемонстрировать свои новейшие технологии.

Ведь сейчас существенная доля автомобильного каршерингового парка — это самые современные электромобили (в некоторых странах их доля достигает более четверти всего парка), которые очень хорошо подходят как раз для небольших поездок по городу — они не загрязняют окружающую среду и не требуют топлива.

Более того, некоторые автопроизводители создают модели специально для услуг каршеринга. Например, на последнем Женевском автосалоне Toyota представила новую модель городского электромобиля i-Road.

Эта трехколесная машинка может проезжать от одной зарядки 20 км и развивать скорость до 45 км/ч. Основное преимущество использования такого автомобиля в городе — его компактность: на одном стандартном парковочном месте могут разместиться четыре таких автомобиля.

Сейчас Toyota ориентирует выпуск i-Road именно на бизнес каршеринга. "В следующем году Toyota начинает совместный проект каршеринга во французском Гренобле, туда мы собираемся поставить первую экспериментальную партию из 70 новых i-Road, — говорит Дидье Леруа, директор Toyota Motor Europe.

— На примере этого проекта мы хотим отработать систему каршеринга и, возможно, потом копировать ее в других европейских городах".

 

Пробкам — нет!

Специалисты по современному развитию городов и жители мегаполисов воспринимают движение каршеринга с энтузиазмом. Владеть личным автомобилем в большом городе становится все менее удобно и выгодно.

Огромные пробки, увеличение налогов и платы за парковочные места делает весьма привлекательным членство в клубе по совместному использованию автомобилей.

Для мегаполиса же это явление может стать действенным инструментом разгрузки транспортной системы — ведь один автомобиль может обслуживать 10–15 человек, а значит, автопарк в крупных городах может не только перестать расти, но и начать сокращаться.

Ну а тот факт, что в каршеринге широко применяются экологичные электромобили, — безусловное благо для города.

Осознав все преимущества, власти многих городов начали поддерживать этот бизнес. Например, во Франции, Италии, Швейцарии муниципальные власти выделяют парковочные места.

В некоторых случаях принимается решение, что автомобили каршеринга имеют право ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта.

Что касается России, то пока заметных проектов каршеринга там нет, однако это не значит, что в будущем такая форма владения транспорта не могла бы развиваться в российских мегаполисах.

"Согласно прогнозам к 2025 году в мире будет насчитываться порядка 35 мегагородов, среди которых и Москва.

Это значит, что предпосылки и условия для развития движения каршеринга в России, безусловно, есть, — говорит Вишвас Шанкар, старший консультант компании Frost & Sullivan. — В целом же для развития каршеринга в любой стране необходимо решить три основные задачи.

Первая — его интеграция с существующими участниками дорожной системы города и общественным транспортом.

Вторая — активная поддержка со стороны городской администрации, выраженная, например, в предоставлении льготных или бесплатных парковочных мест, возможность использования выделенной полосы общественного транспорта. И наконец, третья — надо активно работать с населением, разъясняя преимущества каршеринга".

Хотя, конечно, в отношении будущего каршеринга в России есть много сомнений, связанных, например, с тем, насколько бережно клиенты будут использовать общие автомобили.

Да и вообще у российских граждан очень сильны собственнические чувства. "В настоящий момент в России для большинства граждан автомобиль — это средство подтверждения определенного статуса его владельца, — говорит Руслан Найманов, генеральный директор компании “Система оперативного лизинга транспорта”.

— Поэтому граждане пока не готовы отказаться от единоличного владения автомобилем. Плюс законодательная база, правоприменительная практика, существующая дорожная сеть и инфраструктура пока еще не создают комфортных условий для развития подобной услуги в широких масштабах, даже в мегаполисах".

Алексей Грамматчиков

counter
Comments system Cackle