Автомобиль: жизнь и смерть амортизаторов
Фото: Getty Images
Автомобиль: жизнь и смерть амортизаторов

Амортизатор, как элемент, обеспечивающий надлежащее сцепление колес с дорожным полотном в движении – один из основных узлов, отвечающих за безопасность авто.

Но проблема заключается в том, что амортизатор в отличие от подавляющего числа деталей, узлов и агрегатов автомобиля очень редко ломается сразу, то есть единомоментно, окончательно и бесповоротно.

 

Он "умирает" постепенно, а водитель, не замечая происходящего процесса износа, потихоньку привыкает к ухудшению рабочих характеристик вплоть до полной потери работоспособности, или пока не тряханет, как следует.

А между тем, риск, что тряханет действительно хорошенько – чрезвычайно велик. Как отмечают специалисты компании KYB, изношенные амортизаторы удлиняют тормозной путь автомобиля на 2-3 метра (при торможении на скорости 80 км/час).

На поворотах машина становится трудно управляемой – задние шины теряют сцепление с покрытием при прохождении поворотов из-за значительного возрастания силы поперечного ускорения.

Кроме того, изношенные амортизаторы значительно снижают эффективность работы ABS, ASR и электронных систем стабилизации (ESP).

При замедлении на дороге с неровной поверхностью со скорости 80 км/час при наличии системы АBS и при неисправных амортизаторах тормозной путь увеличивается на 5 метров. К тому же 50%-й износ амортизатора повышает износ шин на 25%.

Поэтому нужно очень внимательно следить за его состоянием и в случае критического ухудшения характеристик безотлагательно менять.

По данным германского TUV в зависимости от дорожных условий, амортизаторы достигают критического порога ресурса через 60 000- 80 000 км. Это означает, что в среднем 14,5 % автомобилей с пробегом более 100 000 км или старше 5 лет имеют неисправные амортизаторы.

Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют:

– Через 80 тыс. км пробега нового автомобиля, пожалуйста, каждые 20 тыс. км проверяйте состояние амортизаторов. 80 тыс. км – это пороговое значение.

После установки нового амортизатора, чтобы быть уверенным в его надлежащем состоянии , советуют выполнять проверку опять же каждые 20 тыс. км пробега. А в особо тяжелых условиях эксплуатации (плохие дороги, холодный климат и т. д.) этот интервал сокращается в два раза до 10 тыс. км.

Среди косвенных признаков, по которым можно судить о проблемах с узлом демпфированием: характерный износ протектора шин, изменение клиренса автомобиля, ярко выраженный крен корпуса на одну из сторон.

Ну и, конечно же, неадекватное поведение автомобиля при повороте, если вы, естественно, сможете уловить эту неадекватность и обратите на нее внимание.

Корректная проверка исправности амортизатора проводится только в условиях профессионального сервиса на специализированном стенде, как его еще иногда называют шок-тестере.

"Народный" способ, заключающийся в ручном раскачивании автомобиля и последующем подсчете количества колебаний (на основании чего делается вывод о пригодности амортизатора), сегодня абсолютно неприемлем.

Дело в том что, во-первых, частота колебаний, задаваемых на стенде, очень отличается от колебаний под ручной нагрузкой. Существует определенная градация частот, по которой амортизатор проверяется оборудованием.

Шок-тестер проводит все эти испытания и тем самым диагностирует всю цепочку. Просто прожать и посмотреть ответную реакцию машины – вы поймете полный он или пустой.

Во-вторых, ручным продавливанием на современных автомобилях не достигается необходимый уровень сил отбоя и сжатия в рабочем диапазоне. Поэтому данный способ вряд ли способен дать объективную картину сложившейся ситуации.

В свою очередь стенд, снимая в ходе цикла испытаний линейку значений, сравнивает их с регламентированными, после чего оператору предоставляется развернутый отчет, на основании которого нетрудно сделать обоснованный вывод о необходимости замены амортизатора.

Кроме того определенное заключение о состоянии амортизатора можно сформировать на основании тестовой поездки, во время которой мастером сервисной станции оценивается поведение автомобиля при ускорении, торможении и заходе в поворот.

Михаил Калинин

counter
Comments system Cackle