10 открытий, изменивших автомобильный мир
Фото: Getty Images
10 открытий, изменивших автомобильный мир

"Выпущен электромобиль, способный проехать 100 км!", "Новая модель разгоняется до 300 км/ч!", "Внедрена инновационная технология адаптивных фар!"…

 

Не дайте маркетологам воспользоваться вашей неосведомленностью! Рассказываем о технологиях XXI века, изобретенных столетие назад, и неожиданно выясняем, что кроссоверы придумали в России.

Вот это номер! 

Желание написать свое имя, кличку собаки или название любимой футбольной команды на автомобильных номерных знаках возникло у человека не вчера и даже не в прошлом веке.

В начале автомобильной истории номерные знаки и вовсе делали сами автовладельцы. Самые первые официальные госзнаки для машин появились в Германии – там же, где был запатентован первый автотранспорт.

Логично, не правда ли? Первые номерные таблички для машин были выданы в 1899 году властями Мюнхена, и только потом эту замечательную идею подхватили в Париже, Нью-Йорке и Лондоне.

Рекорды на батарейках 

Отказ от горючего и массовая истерия вокруг электромобилей – тенденция далеко не XXI века, а возвращение к хорошо забытому прошлому.

Первый электромобиль прошелестел по улицам Англии еще в 1841 году усилиями Роберта Дэвидсона и его тезки Андерсона. К 1898 году электромобили уже могли проезжать на одной подзарядке более 60 км и развивать скорость до 40 км/ч. А с горки - еще быстрее!

А к 1910 году в таксопарке Нью-Йорка трудилось почти 70 000... нет, не индусов - электромобилей!

Мало того, именно на электромобиле под названием La Jamais Contente бельгиец Камиль Женатци первым в истории разогнал электромашину до 105,9 км/ч, перепрыгнув психологический барьер в 100 км/ч. Произошло это 29 апреля 1899 года. А вы говорите, технологии 21-го века!.. 

Сверхзвуковые динозавры 

Когда серийный автомобиль разгоняется до 100 км/ч быстрее 10 секунд, это позволяет его создателям заявить о его спортивности.

А если максимальная скорость переваливает за 200 км/ч, то пиарщики и вовсе готовы приравнять своих подопечных к новейшим истребителям.

Между тем больше ста лет назад, в 1909 году, заводской пилот компании Benz Виктор Эмери на автомобиле с огромным двигателем внутреннего сгорания объемом 21,5 литра и 200 л.с. развивает 202,6 км/ч.

А спустя два года на автомобиле Blitzen-Benz Роберт Бурман обновляет достижение, разогнавшись до 228 км/ч.

Отметка в 300 км/ч покорилась автомобилю спустя буквально 16 лет - в 1927 году. Именно тогда Генри Сигрев разогнал специально сконструированную машину марки Sunbeam до 327 км/ч. 

Звуки? Из машины? 

Виктор Цой пел о том, что если в кармане есть сигареты - значит, все не так уж и плохо. А еще он полагал, что с сигаретами, но без музыки - гораздо хуже!

Когда в автомобиле нет магнитолы - тоже грустно, но с этой проблемой научились бороться ещё 91 год назад.

Первыми музыку в авто услышали англичане. Мелодия нарушила тишину в салоне автомобиля в 1922 году, когда британская марка Austin выпустила модель, в комплектацию которой входил ламповый приемник ДВ и СВ-диапазонов.

Появление магнитолы многие связывают с небывалым всплеском интереса к марке Austin, которая несколько лет считалась одним из самых успешных производителей машин в Европе. Но на одной музыке далеко не уедешь, поэтому со временем о компании забыли. 

О жестких потолках 

Кабриолеты с непрактичными матерчатыми крышами уже не актуальны. Особенно в холодных странах . "Тряпичные открывашки" уступают место открытым автомобилям с жесткой складывающейся крышей, которые не нужно ставить в гараж на зиму.

Но мало кто знает, что первое в мире купе-кабриолет с жестким верхом было выпущено еще в 1934 году.

Ответственные за этот факт - французы, которые назвали свой хард-топ Peugeot 401 Eclipse. А самое интересное, что уже в те годы процесс раскладывания крыши был автоматическим и осуществлялся электроприводами(!).

При этом Eclipse был не каким-нибудь концепткаром, а вполне себе серийной моделью, выпущенной тиражом 79 экземпляров. 

Ремни и звезды 

О том, как важно пристегиваться, мы слышим на каждом шагу буквально с детства. Но чтобы прийти к этому фундаментальному знанию, человечеству понадобилось время и набитые шишки.

Мягко выражаясь. Автомобильная история ремней безопасности начинается с 1903 года, когда пятиточечную конструкцию крепления придумал Луи Рено.

Но только через 56 лет на основе французского изобретения компания Volvo предложила в серийной машине привычный нам трехточечный ремень безопасности – моделью, получившей эту "инновацию" стал Volvo PV544.

Но в 2000 году компания Рено все же взяла реванш: модель Renault Laguna второго поколения первой в истории получила пять звезд в рейтинге EuroNCAP – высшее достижение в области пассивной безопасности.

Первые же чертежи ремня безопасности инженеры набросали еще двести лет назад.

В 1800 году конструкцию удержания человека в кресле летательного аппарата предложил сэр Джорж Кейли – изобретатель, один из первых исследователей в области полетов. Но первый ремень безопасности был применен на самолете только век спустя, в 1913 году. 

Ленивым посвящается 

О том, как избавить автовладельцев от необходимости работать руками, конструкторы стали думать практически одновременно с появлением автомобилей.

И наибольших успехов в этом достигли американцы: Ford, General Motors и Chrysler. Кто бы сомневался!

Эти компании уже в 20-30 годах прошлого века серийно устанавливали на свои модели полуавтоматические коробки, где включать нужно было только режимы трансмиссии в зависимости от условий передвижения, а передачи переключались сами собой.

Привычный нам "автомат" - с двумя педалями и положением "Драйв" - впервые появился в 1940 году у General Motors.

Конструкция из гидромуфты и четырехступенчатой коробки передач с гидравлическим управлением появилась на моделях марки Oldsmobile, Cadillac и Pontiac.

Символ прогресса и водительской ограниченности назвали Hydra-Matic, и впоследствии такая коробка устанавливалась даже на автомобили Bentley и Rolls-Royce. Именно на основе американской трансмиссии Mercedes-Benz позже создаст свой первый "автомат". 

Заглянуть за угол 

В апреле 1955 года мировоззрение парижан и гостей столицы было буквально перевернуто. На  регулярном автошоу компания Citroen  представила новый Citroen DS, который по уровню технологий стал "инопланетным кораблем" для своей эпохи.

Citroen DS – первый массовый автомобиль, имевший полностью гидропневматическую подвеску.

Водитель мог изменять клиренс автомобиля и поддерживать его вне зависимости от загрузки.

Но не прошло и двадцати лет после премьеры, как DS стал первым в истории обладателем поворотных фар ближнего света, которые синхронно двигались вслед за отклонением руля. И все это было пятьдесят лет назад...

Первый кроссовер

Если слово "кроссовер" (правильнее Sport Utility Vehicle) применительно к автомобилям первыми стали использовать иностранцы, то сам класс этих автомобилей впервые появился… в России.

Именно конструкторы Горьковского автомобильного завода в 1941 году создали рамный полноприводный седан ГАЗ 61-73. А в 1955 году появился первый в мире серийный легковой автомобиль с несущим кузовом, увеличенным дорожным просветом и полным приводом – "кроссовер" ГАЗ-М72.

Автомобиль представлял собой легендарную Победу, в основе которой была трансмиссия и мосты от внедорожника ГАЗ-69. В итоге было выпущено 4 677 экземпляров первых в истории Sport Utility Vehicle.

Правда, российский автопром знаменит еще и тем, что практически всю историю копировал западные модели. 

Теперь о главном

Полтора столетия назад автомобили могли казаться загадочным и сомнительным направлением - вроде нанотехнологий сегодня. Самое первое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания появилось в Германии в 1885-1986 годах.

Почему такая странная дата? В эти годы свои изобретения построили и запатентовали независимо друг от друга два талантливых немецких конструктора: Готтлиб Даймлер и Карл Бенц, работавшие... в ста километрах друг от друга.

Даже сегодня их имена на слуху, не правда ли? Четырехтактный бензиновый двигатель Бенца – с карбюратором мощностью 1,5 лошадиные силы, ременная или цепная передача на задние колеса – с тех времен, по сути, мало что изменилось.

Впрочем, французы наверняка считают, что первым создателем автомобиля был именно их соотечественник. Право так считать им дает Николя Куньо, первым создавший автомобиль на паровой тяге в 1769 году.

Такой транспорт получил распространение и производился серийно мелкими партиями. Но настоящим праотцом автомобиля можно считать итальянца! Самоходную повозку с ручным управлением и пружинным приводом, которую сконструировал… великий Леонардо да Винчи еще в 1490 году.

Илья Огородников

counter
Comments system Cackle