Zahav.АвтомирZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Автомир

А
А

Автопсихология. Часть II

Месяц назад я попал в аварию и загремел в больницу. Было не очень приятно. Не из-за здоровья. И даже не из-за машин. А из-за того, что на ровном месте случилось...

27.10.2009
Источник:rideone.ru
Zahav.ru

Встречайте! Фрейд улетал, но вернулся!

Rideone: Зигмунд Яковлевич, где же вы так долго пропадали? З.Ф: Да все дела, знаете ли. Предложили тут вести курсы по реабилитации пострадавших от кризиса. Rideone: А там у вас еще можно реабилитировать?З.Ф: Нет. Но можно вернуть уверенность, что все сделал верно. Некоторых это тревожит до сих пор.Rideone: Ну что ж, в таком случае предлагаю и для нас смертных провести кратенький инструктаж по психологии. Будем тоже говорить о кризисе или у вас есть более интересные темы на сегодня?З.Ф: На сегодня у меня редкое настроение говорить правду. Задавайте любые вопросы! А в качестве темы предлагаю взять аварии.Rideone: Что ж, идет. Месяц назад я попал в одну и загремел в больницу. Было не очень приятно. Не из-за здоровья. И даже не из-за машин. А из-за того, что на ровном месте случилось происшествие, которого могло не быть. Которое заставило и меня, и другого участника стать заложником обстоятельств, которые мы сами себе создали. Которое добавило нам проблем, лишило в секунду того, к чему мы привыкли. И все непонятно из-за чего. Невнимательность, спешка, усталость, ''авось'' и немного нервов. Как избавится от такого постсиндрома?

Zahav.ru


З.Ф: От него можно и нужно избавляться порционно. Для начала используем опыт: полагаю, это не первое ваше ДТП?Rideone: Да, к сожалению, не первое.З.Ф: Ну, значит, реакция на него у вас не будет столь острой, как в первый раз. И чувство, которое вы назвали постсиндромом, пройдет быстрее. Но пройдет оно только снаружи. А внутри частично останется. Человек склонен аккумулировать отрицательный опыт. И когда процесс так называемой фиксации на неудачах (говоря обывательским языком, комплекс) нечем уравновесить, этот отрицательный опыт дает о себе знать. Проявляется это в разных формах. От банальных: когда вы встречаете что-либо, напоминающее вам об аварии (такую же модель автомобиля, например), начинаете впадать в длительную депрессию, уныние, испытывать чувство вины. И до острых, скрытых. Когда неявная ассоциация со случившимся может привести к вспышкам агрессии, ярости или же, наоборот, – к апатии и отрешенности. В таком случае люди сами не могут определить причину своего настроения и поведения. В дурацких книжках по психологии эмоции человека иногда делят на пять типов: жажда мести, любовь, ненависть, чувство вины и стыд. Я не столь категоричен, но давайте примем эту простую систему отчета, чтобы понять, какие чувства на самом деле испытывает человек, попавший в ДТП. А после того, как определим основную эмоцию, решим, как мы сможем ее побороть. Rideone: Интересно. Давайте попробуем.З.Ф: Я так понимаю, чувства любви после ДТП у вас не прибавилось?Rideone: Да, с любовью тут как-то глуховато.З.Ф: Минус один. Идем дальше. Считаете ли вы второго участника аварии виновным?Rideone: Нисколько. Это обоюдная вина.З.Ф: Соответственно, наказать его, проучить, поставить на свое место вы не хотите?Rideone: Конечно, нет.З.Ф: Вычеркиваем жажду мести. Ваши реакции и впрямь, не тянут на желание отвернуть ему голову. Ненависть, как связанное с этим чувство мы тоже отбросим. Ее нет. А вот на двух оставшихся мы сосредоточимся серьезнее. Главное, что вас тревожит, вы уже озвучили. Это вина. Вообще-то у нас не принято давить на пациента, но я все же позволю себе утверждать, что вы испытываете и вину и стыд. Вопроса лишь два. Как сильно и по какой причине?Rideone: Буду откровенен. О стыде я не думал, но чувствую, что нечто такое есть. Точно сформулировать свои ощущения мне весьма сложно. Я лишь попробую сказать то, что приходит в голову. А приходит вот что: во-первых, после ДТП ко мне изменится отношение людей, с которыми я общаюсь. Кто бы что ни говорил, на человека, попавшего в ДТП, смотрят иначе. Это будет выглядеть смешно, но…З.Ф: Вы совершаете огромную ошибку, боясь показаться смешным. Так мы с вами не доберемся до главного. Главное есть главное, смешно оно или нет.Rideone: …Вы правы. Так вот, это может быть смешным, но у каждого человека, увидевшего аварию, первой реакцией является ''вот дебилы'', ''не умеют ездить'' и прочее. Умом я понимаю, что это мнение не может родиться в голове, где есть мозги. Но где-то в глубине души я опасаюсь, что именно так люди и думают, а говорят иначе, чтобы успокоить или показаться добродушнее. Во-вторых, я уничтожил имущество, принадлежащее другим людям. Это меня тревожит. Отсюда и чувство вины.З.Ф: Все понятно. Подводя итог, скажу: мы имеем дело с возбужденной реакцией вашего организма на две эмоции: стыд и вину. Причина последней – это совестливые мучения о том, что якобы по вашей вине пострадало чужое имущество. Причина первой – нежелание стать объектом насмешек или иным образом испытать негативное отношение со стороны людей, мыслящих стереотипно. Полдела сделано. Вторая половина – найти выход. А выход всегда один – устранить корень. В данном случае – поменять отношение к проблеме. Для этого надо аргументированно объяснить самому себе ''пустотность'' ваших тревог. Давайте попробуем сделать это быстро. Для начала разберемся с виной. Как вы думаете, зачем во всех цивилизованных странах есть страховка автомобиля, жизни, имущества? Зачем в любом договоре есть пункт о форсмажоре, а в гражданском кодексе любой страны присутствует понятие ''непреодолимой силы''? Отвечу. Затем, что есть такая вещь, как человеческий фактор. И будет эта вещь так долго, как долго будет существовать человек. Все, что имеет отношение к человеку, все, что им создано, несет в себе след человеческого фактора. И даже самое надежное устройство имеет погрешность и риск поломки, физический параметр, который называется ''вероятность безотказной работы'', измеряемый в процентах. Это так называемая истина бытия, которая не может быть оспорена. Если не будет этой истины, не будет и жизни. Если вдуматься, человек является человеком как раз потому, что он никогда не бывает постоянным, и каждый раз зависит от чего-либо. Говоря грубо, жизнь была бы неинтересна, если бы не было смерти. Опыт не ценился бы без ошибок. Достижения не имели бы актуальность без труда и провалов на их пути. Я ясно выражаюсь?Rideone: Да, более чем. К чему вы клоните?З.Ф: Ваш соучастник ехал на дорогой машине почти за сотню тысяч долларов. Верно?Rideone: Да.З.Ф: Он застраховал свою машину?Rideone: Нет, он понадеялся на авось. У него было только стандартное ОСАГО для того, чтобы ''не тормозили менты''.

Zahav.ru


З.Ф: Ну в таком случае, голубчик, ваши нервы просто никому не нужны. Чувствовать себя виноватым должен он. Не существует ни одного водителя, не слышавшего про аварии. Любой, кто садится за руль, должен понимать, что не все и не всегда зависит от него. И не просто так существует страховка. Надо помнить, что водители делятся на тех, кто уже попал в аварию и тех, кто еще не попадал. Будь ты хоть Михаэлем Шумахером, хоть единственным автовладельцем в стране, риск попасть в аварию есть всегда. А уж экономить на КАСКО дорогой машины – это просто смешно. Это нельзя оправдать ни многолетним безаварийным опытом, ни редким использованием автомобиля. Вообще ничем. Давайте договоримся так. Поскольку все во Вселенной взаимосвязано, то у каждого действия должен быть результат. Результатом скупердяйства вашего соучастника стала судьба, которая превратила экономию пяти тысяч долларов за КАСКО в десять тысяч долларов ремонта. А вы в данном случае – проводник судьбы. У вас машина была застрахована, ОСАГО было расширено и переживать вам, по сути дела, не из-за чего. Неумение защитить свое имущество и отсутствие уважения к своему труду, который был затрачен для заработка на такую машину (если мы допустим, что он на нее долго зарабатывал) были наказаны. Это логично. И помните. Правила дорожного движения созданы не для того, чтобы решать, кто виноват, а кто прав в данной ситуации на человеческом уровне. Это просто метод, по которому люди договорились организовывать дорожное движение. ''Вина'' в понятии правил дорожного движения никак не должна становиться ''виной'' человеческой. Можно ехать по правилам и поубивать людей, а можно нарушить ради правды. Регламента для каждого поступка тоже нет. Поменяйте свое отношение к этому стереотипу, и тогда вам не придется убеждать каждого спросившего, что на самом деле вы невиноваты. Просто это так и есть. Вы не вор и не убийца. Вы остались человеком.

Zahav.ru


Rideone: Как говорил один персонаж, внушает. А что со стыдом?З.Ф: Со стыдом еще проще. Самое неблагодарное дело в мире – убеждать человека в том, что он неправ. Личность устроена так, что признание своих ошибок если и происходит, то не сразу и только под влиянием внешней среды. А если пытаться действовать в лоб, то единственная безусловная реакция организма – это защита. Поэтому не станем убеждать людей, считающих попавших в аварию ''дебилами'' в том, что они неправы. Убедить тут надо только одного человека. Самого себя. Научно доказано, что усиление эмоций и возбудимости у человека связано с тем фактором, который имеет для него значение. На этом принципе построен ''детектор лжи'', распознающий излишне эмоциональную реакцию человека при ответе на вопрос. Поэтому сколько бы раз вы не переживали в себе утрату или сожаление, каждый раз при воспоминании об этом у вас будут рождаться усиленные эмоции. Поэтому и вас надо убеждать иначе. Нельзя в ответ на ваше заявление о стыде просто сказать, что вы не правы. Если для вас эта ситуация связана со стыдом, она так и будет с ним связана в дальнейшем. Возможно, через какое-то время, вы забудете, откуда растут ноги у вашей депрессии, но чувство негатива и дискомфорта при воспоминании о случившимся не оставит вас. А потому надо обмануть ''детектор лжи''. Надо обмануть свое чувство стыда, тем более, что стыда тут действительно быть не может. И сделать это можно лишь поверив в то, что вы говорите самому себе. Ваша задача – изменить отношение к аварии. Принять мнение о том, что стыда нет и быть не может. Для начала попробуйте рационально поспорить с собой. Попробуйте доказать себе, что ваш стыд – это просто излишне обостренный страх быть неправильно воспринятым окружающими. Поймите, что, во-первых, вы – не червонец, чтобы всем нравиться, а во-вторых, ваше мнение ценно само по себе, вне зависимости от реакции толпы. Я уверен, что отношение ваших родных, близких, ваших друзей к вам не изменилось, верно? Rideone: Да, слава Богу не изменилось.

Zahav.ru

Читайте также


З.Ф: Примите это за отправную точку в вашей новой вере. И усвойте ее. Все происходит так, как происходит. Все делается так, как нам будет лучше. И ничего не бывает просто так. Поверив в это, вы начнете рассматривать случившееся не как пятно на своей репутации или как повод его замалчивать, а как ценный опыт, которого нет у других. У тех, кто с раскрытым ртом будет вас слушать в будущем. Примите это как то, о чем можно и нужно спокойно говорить, что нужно спокойно анализировать. И со временем вы справитесь. Я вам сейчас точно говорю: все будет хорошо.Rideone: Спасибо, Зигмунд Яковлевич, я уже чувствую, что был неправ, когда думал, что неправ. Давайте завершать наш сеанс и созвонимся на неделе. По рукам?З.Ф: Разумеется! Я всегда к вашим услугам. Думайте над вопросами и пишите мне на пейджер!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке