Загрузка...
От Mini до MINI: история марки длиной в 50 лет
Фото:
От Mini до MINI: история марки длиной в 50 лет

В этом году самая ''умилительная'' из ныне существующих марок празднует свой 50-й день рождения. За полвека существования MINI чего только не пережила. И взлeты и падения, и смену компании-владельца и изменение варианта написания названия бренда. Неизменным осталось только одно – чрезвычайное обаяние британских автомобилей.

В 1959 году в Английском городке Лонгбрижд только и разговоров было, что о новом автомобиле. Такой миниатюрный, а умещает в себя четырeх пассажиров. Революционная конструкция позволила автомобильному инженеру Алеку Иссигонису совместить приличное внутреннее пространство с малогабаритными внешними размерами. Результат превзошeл ожидания – Morris Mini-Minor (на других рынках он продавался под именем Austin Seven) произвeл фурор на автомобильном рынке.

Алек Иссигонис (Alek Issigonis) и Mini.

Предполагал ли Леонард Лорд, глава корпорации BMC (British Motor Corporation), поручивший в 1957 году Иссигонису создание нового типа миниатюрного автомобиля, подобный успех? Возможно. Но до того он руководствовался не догадками, а четкой целью – построить компактную машину, обладающую тремя главными свойствами – двигателем BMC, четырьмя полноценными пассажирскими местами и меньшими габаритами, чем у выпускаемых в то время моделей BMC.

На выполнение задачи конструктору Алеку Иссигонису понадобилось всего семь месяцев. Уже в июле 1958 года он пригласил Леонарда Лорда на испытательный трек опробовать две опытные модели. ''Мы объехали территорию предприятия, и я гнал, как сумасшедший, – вспоминал потом Иссигонис. - Он (Лорд - прим. редакции), конечно, пришeл в ужас, но остался очень доволен тем, как машина держится на дороге. Мы остановились возле офиса. Он вышел из машины и сказал ''Делай еe''.

Леонард, предвкушавший успех, дал конструктору ровно год, чтобы тот наладил серийное производство этой модели. Чтобы уложиться в сроки, да ещe и не выйти за рамки бюджета, Алеку и его команде пришлось работать по принципу – ''чем проще, тем быстрее и дешевле''. Так, в подвеске было решено использовать не пружины, а ''резинки'', в кузове вместо скрытых внутренних швов – внешние. Кстати, последнее, в итоге, переросло в отличительную черту классических Mini.

Меж тем, спустя год, в августе 1959 года первые Mini сошли-таки с конвейера. Причeм восхищeнной публике представили сразу две модели – Morris Mini-Minor и Austin Seven. Автомобили были почти идентичны (оба оснащены 4-цилиндровым двигателем Austin объeмом 0,8 литра и мощностью 34 л.с.) и отличались лишь решeткой радиатора, колпаками колeс, да цветом кузова. Двойная премьера была связана с широким спектром рыночных брендов, предлагаемых корпорацией British Motor Corporation.

Конечно, основной темой, обсуждаемой потребителями, стала конструкция Morris Mini-Minor – как такой маленький автомобиль может быть таким вместительным?! Здесь надо отдать должное Иссигонису, который догадался расположить двигатель поперeк автомобиля. А чтобы ещe больше увеличить пространство салона, поместил коробку передач под двигатель, частично интегрировав еe в масляный картер.

Но даже это исключительное новаторство не могло гарантировать успеха Morris Mini-Minor на рынке. Поэтому производитель доверился проверенному способу. Помочь модели взойти на автомобильный Олимп призвали... рекламу. Как и сейчас, так и в конце 50-х, именно реклама являлась двигателем прогресса. Алек Иссигонис как-то сказал: ''На самом деле, люди не знают – чего они хотят. Моя работа – рассказать им об этом''. Этот принцип стал основополагающим в рекламной кампании, которую развернула BMC в целях продвижения Mini.

Одновременно с Morris Mini-Minor и Austin Seven производитель выпустил две яркие рекламные брошюры, рассказывающие и наглядно показывающие – чего же не достаeт современному автомобилисту. А не доставало ему, оказывается, максимального комфорта, облачeнного в минимальный размер (в длину ''Мини'' достигал всего 3,05 метра) и имеющего ярлычок с более чем привлекательной ценой.

Ну а пока потенциальные покупатели раздумывали – действительно ли им всe это необходимо, неугомонный Лорд на пару с Иссигонисом уже строил планы по созданию новых компакт-мобилей. На сей раз ломать ''стереотипы размеров'' они собирались для грузопассажирских моделей. Они пропагандировали ту же идею – компактность и вместительность малогабаритного автомобиля, и ''козыряли'' новой – большим багажным отсеком с дверями типа ''Splitdoor'' (доступ к грузу осуществлялся не поднятием задней двери вверх, а распахиванием двух створок в стороны). Так, в 1960 году был выпущен мини-фургон Mini Van. В 1961 году появились универсалы Morris Mini-Traveller и Austin Seven Countryman. А немного позже на рынке появился Mini Pick-Up – самый маленький пикап.

В 1961 году BMC представила ещe одну модель. Модель, ставшую впоследствии легендой...

У конструктора Алека Иссигониса помимо революционных идей в запасе имелись ещe и талантливые друзья. Чего стоил один Джон Купер – владелец Cooper Car Company и ''инженерная звезда'' гонок ''Формулы-1''.

Когда весь мир сходил с ума от размеров Morris Mini-Minor, Купер не мог не обратить внимания на другую его особенность – спортивный потенциал. Не найдя у Иссигониса отклика на идею создания более мощного Mini (Алек видел свое ''детище'' исключительно в образе ''автомобиля для всех'' и спортивные задатки с этим никак не связывал) Джон обратился непосредственно к руководству BMC. Один из первых лиц Британской корпорации Джордж Харриман нашeл предложение Купера интересным и поручил ему построить ограниченную серию Mini Cooper(ов) в 1000 экземпляров.

И Харриман не прогадал. Автомобиль произвeл не меньший фурор, чем самый первый ''Мини''. Увеличенный до литра объeм двигателя и максимальная мощность в 55 лошадиных сил вызвали неописуемый восторг у публики. Народ требовал лишь одного – ещe больше мощности!

В сентябре того же 1961 года Купер и теперь присоединившийся к нему Иссигонис представили на суд зрителей следующего спортсмена – Mini Cooper S с увеличенным до 1071 куб. см объeмом двигателя и мощностью 70 лошадиных сил! Это сделало Mini исключительным явлением не только среди серийных машин, но и среди гоночных.

В 1963 году на ралли Монте-Карло финский гонщик Рауно Аалтонен выиграл на ''Купере'' в своeм классе. А ровно через год другие пилоты Mini – Пэдди Хопкирк c штурманом Генри Лиддоном – одержали полную и безоговорочную победу на том же ралли ''в абсолюте''. Более того, в 1965 и 1967 годах команде Mini вновь удалось оказаться в лидерах гонки Монте-Карло. Первое место могло бы принадлежать британцам и четыре года подряд, однако в 1966 году решением судей тройка лидеров (состоявшая аккурат лишь из представителей Mini) была дисквалифицирована якобы из-за нарушения правил относительно фар.

В то время, пока Mini Cooper S делал свою карьеру в автомобильном спорте, его гражданские ''собратья'' тоже не дремали. В августе 1964 года British Motor Corporation представила ещe одну версию классического Mini – Mini Moke, четырeхместный багги без крыши, задуманный для использования в военных целях. Но в итоге эта модель стала неотъемлемым спутником рядовых водителей жарких и пляжных районов США и Австралии.

Mini Moke

Классический Mini тоже не застыл в своeм развитии. Близился 1967 год, и BMC начала осознавать, что пора бы ''освежить'' свою главную модель. Результатом усердных работ стал новый литровый двигатель мощностью 38 лошадиных сил.
В 1969 ''обновлению'' подверглась и сама британская корпорация. Она поменяла своe название с British Motor Corporation на British Leyland Motor Corporation. В этом же году с ''барского плеча'' автомобилям Mini присваивается самостоятельность – с этого момента все ''Мини''-модели выходят под маркой Mini и имеют собственный значок на решeтке радиатора.

Одной из первых ласточек нового бренда стал Clubman. Он был на 12 сантиметров длиннее классического Mini, и мог гордиться не только эмблемой Mini на радиаторной решeтке, но и инновациями в экстерьере и интерьере. Снаружи обновили ''передок'', а в салоне на приборной панели расположенный центрально спидометр заменили двумя круглыми приборами, разместившимися непосредственно за рулевым колесом.

Помимо прибавления в модельном ряду Mini произошли и другие изменения. Так, универсал, раньше именовавшийся Morris Mini-Traveller и Austin Seven Countryman, сменил название на Estate. А вот спортивный Cooper сняли с производства, заменив его Mini 1275 GT с 1,3-литровым мотором мощностью 59 л.с.

К середине 70-х на рынке появились многочисленные версии классического Mini на любой вкус – спортивные, доступные, эксклюзивные. Но в 80-х модельный ряд марки сузился – с производства сняли Clubman и Estate, Van и Pick-Up, GT.
А вот в 1990 году наметился подъeм – автолюбители всего мира праздновали возвращение Cooper(а). Теперь на него устанавливался 1,3-литровый двигатель с системой впрыска топлива.

1991 год тоже ознаменовался важным событием – выпуском ещe одного варианта классического Mini, ставшего последней моделью в этом ряду. Это был единственный Mini, выпущенный не в Британии, а в Германии. Один дилер из Бадена срезал жeсткую крышу с классического Mini и скомпоновал складывающуюся мягкую, превратив его в элегантный кабриолет. И в отличие от предыдущих опытов (а это была далеко не первая попытка снести крышу ''Мини''), данный результат оказался столь удачным, что компания Rover Group (British Leyland Motor Corporation в результате национализации корпорации и последующих преобразований в 1986 году была переименована в Rover Group) решила приобрести у дилера чертежи и производственное оборудование для Mini Convertible. Автомобиль был выпущен лимитированной серией в 1000 экземпляров и продавался в период с 1993 по 1996 год.

Пока классические Mini доживали свой век, в руководящих кругах решалась судьба как самих автомобилей, так и бренда. В 1994 году немецкая компания BMW покупает контрольный пакет акций Rover Group. Дела ''Ровера'' не идут так гладко, как хотелось бы, концерн терпит убытки. И в 2000 году BMW решила расформировать его и продать входящие в состав британской группы марки. Выпуск Mini прекратился.

Но немецкий концерн не забросил Mini. Ещe в 1997 году в BMW решились серьeзно взяться за богатую традициями концепцию марки. На автосалоне во Франкфурте компания представила концептуальный Mini Cooper, совмещающий в себе современный взгляд на классические черты предшественника и требования к автомобилю 21 века.

Требования гласили увеличить размеры машины. Но хоть пропорции были и увеличены, остались характерные черты, узнаваемые детали, связь между классикой и современностью сохранилась.

В ноябре 2000 года на автосалоне в Берлине была впервые представлена серийная версия MINI Cooper. Хэтчбек оснастили мощным 115-сильным четырeхцилиндровым двигателем. Передний привод, короткие свесы кузова, места для четырeх пассажиров – новый автомобиль успешно продолжал концепцию ''классика''. Вместе со ''спортсменом'' Cooper'ом на выставке была представлена и базовая модель – MINI One. Этот ''малыш'' развивал 90 л.с.

В период с 2001 по 2004 год модельный ряд MINI успел пополниться также модификациями Cooper S и One D (дизельная версия). ''Эска'' обладала компрессорным двигателем мощностью 163 ''кобылы'', а ''дешка'', в противовес ей, устанавливала новые стандарты экономичности. В 2004 году к этим моделям примкнул Mini Convertible.

За первым поколением ''Мини'' последовало второе. Уже в 2006 году дилерские центры начали штурмовать более мощные, и, вместе с тем, более эффективные MINI. Так, вторую генерацию ''Купера'' оснастили 120-сильным мотором, а Cooper S - 175-сильным. Публика снова была в восторге.

А вот следующему автомобилю MINI, Clubman, достались самые различные отзывы. BMW решила пополнить модельный ряд подопечного ей бренда универсалом! Но и в нeм можно найти черты предшественника. Так, можно увидеть ту же двухстворчатую распахивающуюся дверь багажника ''Splitdoor'', что и у модели 1969 года. А вот дополнительная дверь ''Clubdoor'', которой новый Clubman снабжeн со стороны правого заднего пассажира, это уже инновация.

Но в чeм точно все сходятся, так это к слепому обожанию ещe одних представителей MINI – трeх моделей John Cooper Works. Это MINI JCW, MINI JCW Clubman и MINI JCW Convertible. Всe эти машины снабжены 1,6-литровым четырeхцилиндровым турбированным двигателем мощностью 211 сил! В зависимости от типа кузова машины разгоняются до сотни за 6,5-6,9 секунд и развивают максимальную скорость в 235-238 км/ч.

Эти три чемпиона производятся наряду с другими моделями MINI на заводе в Оксфорде. Кстати, MINI тут занялся подсчeтами в честь юбилея и насчитал, что за все 50 лет производства автомобилей Mini было выпущено 6,8 миллионов экземпляров машин! Ну что ж, нам остаeтся только пожелать в столь знаменательную для бренда дату, чтобы его дальнейшая история насчитала не меньше лет и не меньше ''миников'', хороших и разных, но неизменно любимых публикой!

Несколько интересных фактов о MINI
Помимо истории завоевания автомобильного Олимпа, MINI может похвастаться историей завоевания сердец покупателей. Ведь кто только за полвека производства ''Миников'' не успел побывать за рулeм этих очаровательных машин.

Так, в своe время не только оценила классический Mini, но и помогла ему в плане рекламы сама королева Англии – Елизавета II. В 1960 году она прокатилась на нeм по Виндзорскому парку. Снимки этого символического ''тест-драйва'' тут же попали в прессу. С того момента Mini стали машинами, которые просто необходимо было иметь в каждом доме. А как иначе? Ведь сама королева одобрила этот автомобиль.

В 1964 году обаянию Mini поддался и Энцо Феррари. Получив от старого друга Алека Иссигониса в подарок классический ''Мини'', Энцо затем уже самостоятельно стал обладателем ещe двух ''мини-британцев''.

Алек Иссигонис и Энцо Феррари.

В этом же году Джон Леннон, ещe не имевший прав покупает Mini для своей тогдашней жены Синтии Пауэлл. Ну а впоследствии практически все участники легендарной ливерпульской группы Beatles стали владельцами этого замечательного авто.

Даже Стив МакКуин, знаменитый актeр и автогонщик, известный своей страстью к Porsche и Ferrari, не устоял перед автомобилями Mini. Естественно, его коллекцию пополнила спортивная модель Mini Cooper S.

Стив МакКуин (Steve McQueen) и его Mini, 1967 г.

Но если знаменитости выражали свою любовь к Mini, выделяя им почeтное место в своeм гараже, простые смертные проявляли нежное чувство иным способом. Так, в 2000 году 18 женщин из британского графства Бирмингем решили доказать, что классический Mini гораздо вместительнее, чем заявляет производитель. Они все поместились (хотя точнее будет выразиться ''утрамбовались'') в миниатюрном хэтчбеке. Их старания даже были занесены в Книгу рекордов Гиннеса. Однако продержаться в лидерах девушкам удалось всего четыре года. В 2004 году энтузиасты из Афин забрались в уже современный MINI в количестве... 21 человека! Этот рекорд также значится в Книге Гиннеса. Вот такая любовь!

Источник: autoweek.ru
counter
Комментарии