Вопреки распространенному заблуждению, крупные авто производители сумели достичь значительного увеличения показателей топливной экономичности двигателей, благодаря развитию технологий за последние десятилетия.
Есть только одна загвоздка: все их достижения едва ли отразились на расходе топлива нашими автомобилями.
Читайте также
Так в чем же дело? Это выяснил в своем недавнем исследовании экономист из Массачусетского технологического института Кристофер Книттел.
Оказалось, что автомобили стали более крупными и мощными, чем три десятилетия назад, поэтому даже при большем КПД расхода топлива, удалось добиться только незначительного уменьшения расхода топлива в пересчете на пройденное расстояние.
В 1980 году грузовики малой грузоподъемности (включая внедорожники) составляли всего 20 процентов от общего количества пассажирских автомобилей проданных в Соединенных Штатах. К 2004 их доля увеличилась до 51 процентов.
Статистика свидетельствует, что с 1980 по 2006, средний расход топлива на 100 км пробега автомобилей проданных в США увеличился немногим больше 15 процентов - сравнительно скромное улучшение.
Но за тот же период времени, как обнаружил Книттел, средний вес автомобилей увеличился на 26 процентов, а их мощность в лошадиных силах увеличилась на 107 процентов.
Если учесть все эти факторы, то реальный КПД расхода топлива увеличился на 60 процентов с 1980 про 2006 года. К такому выводу пришел Книттел в своей недавней исследовательской работе, "Автомобили на стероидах", которая была опубликована в American Economic Review.
Если бы американцы водили машины, чьи размеры и мощность были теми же, что и в 1980-х годах, то расход топлива автомобилями значительно снизился.
На одном литре бензина можно было бы проехать не 10 а 16 километров. Вместо этого, "большая часть инноваций пошла на то, чтобы компенсировать возросшие вес и лошадиные силы".
Учитывая тот факт, что транспортный сектор создает более 30 процентов парниковых газов в США, если бы эти инновации привели к реальной экономии топлива, то это принесло значительные экологические выгоды.
Книттел считает, что у потребителей существует природная склонность к приобретению более крупных и мощных автомобилей, поэтому наиболее логичным путем уменьшения выбросов может стать увеличение налогов на топливо, что приведет к тому, что КПД расхода топлива станет цениться потребителями выше.
"Когда дело касается климатических изменений, то невидимая рука рынка не решит наших проблем", - сказал Книттел. "Было бы правильно начать с налога на топливо".
Из тысяч автомобилей, которые изучил Книттел, самой экономичной оказалась 2000 Honda Insight (30 километров на литр), а наименее - 1990 Lamborghini Countach (менее 4 километров на литр).
Фото: АР