Искусственный интеллект управляет машиной
Фото:
Искусственный интеллект управляет машиной

Автомобили-роботы все еще остаются лабораторными прототипами, но законодательная база для их легализации уже готовится.

Интернет-гигант Google подготовил два законопроекта и активно лоббирует их в законодательном собрании американского штата Невада, известного тем, что его свод законов – один из самых либеральных в США. Первый из документов является дополнением к федеральному закону о гибридах и электромобилях и вносит в него несколько пунктов, касающихся разрешения на эксплуатацию робокаров на дорогах общего пользования.

 

Второй же выступает логическим следствием первого и снимает с пользователей автомобиля с автопилотом многие ограничения для водителей – например запрет на набор SMS-сообщений во время движения.

Как пишет The New York Times, продвижением обоих законопроектов занимается опытный лоббист Дэвид Голдуотер и финальное голосование законодателей может одобрить их уже в июне этого года. Однако практическое применение этих регулирующих актов станет возможным еще не скоро: до появления полноценного автомобиля, не нуждающегося в водителе, пройдут годы.

 

При этом Google является пионером в области разработки робомобилей. Еще в 2006 году компания переманила из Стэнфордского университета профессора Себастьяна Труна, который за год до того с группой студентов выиграл конкурс Пентагона на создание автомобиля с автономным управлением. С тех пор парк машин-роботов Google вырос до семи единиц (шести Toyota Prius и одной Audi TT), а общий пробег прототипов почти достиг 150 тысяч миль.

При этом более тысячи миль робомобили прошли полностью самостоятельно – то есть человек присутствовал в салоне только в качестве наблюдателя, не прикасаясь к органам управления.

Пока "искусственный интеллект" далеко не красит средство передвижения: прототипы робомобилей выглядят громоздко и зачастую нелепо из-за обилия радаров, датчиков и других устройств, а компьютерный "мозг", обрабатывающий сигналы и подающий команды, занимает багажник целиком.

Но, учитывая стремительный технологический прогресс, можно с уверенностью предсказать, что автомобили без водителя перейдут из разряда фантастики в реальность почти так же быстро, как электромобили. Отметим, что уже сейчас многие решения, используемые в робомобилях, стали серийными на существующих моделях: это и камеры заднего вида, и система контроля движения по своей полосе, и помощник парковки, и давно известный круиз-контроль.

 

Между тем запуск робокаров в массовое производство произведет в обществе революцию, по значимости превышающую переход от лошади к автомобилю. Привычная картина деления путешествующих на водителей и пассажиров исчезнет: все станут водителями, поскольку будут управлять "мозгом" автомобиля, задавая ему маршрут, и пассажирами – поскольку все остальные решения по дороге робот будет принимать сам.

Потребуют полного переписывания десятки сводов правил – ведь для пользования робомобилем не нужны будут ни водительские права, ни медицинская справка, ни (что немаловажно) даже трезвое состояние. Сократится в десятки раз аварийность и смертность, ведь искусственный разум просто не позволит автомобилю проехать на красный свет или превысить скорость, а за счет автоматического выбора оптимального режима движения расход топлива будет сведен к минимуму.

Конечно, у робомобилей неизбежно появятся свои недостатки, которые пока трудно представить себе: например, последствия хакерской атаки на кибермозг могут привести к автокатастрофе, масштабы которой будут несравнимы с нынешними "человеческими".

Но общая тенденция к успешной автоматизации все более сложных процессов человеческой деятельности (вспомним хотя бы роботов-хирургов) позволяет надеяться, что уже на нашем веку автошколы и дорожная полиция  отойдут в прошлое так же, как раньше – каретные сараи и мастерские по ремонту хомутов.

Фото: АР

counter
Comments system Cackle