Тайны гаража генсеков и царей
Фото:
Тайны гаража генсеков и царей

Гараж особого назначения всегда был тайной за семью печатями. Кого возили, кто возил, куда возили и, конечно, на чем возили — на эти вопросы ответы всегда знала только ближняя охрана лидеров государства. Лишь через 90 лет после образования ГОНа Федеральная служба охраны решилась приоткрыть некоторые его секреты.

 

В начале ХХ века высочайшие особы России стали отказываться от карет и пересаживаться в автомобили. Модный тренд задала вдовствующая императрица, 55-летняя Мария Федоровна, которая обзавелась собственным авто на пять лет раньше старшего сына. Судя по документам, автомобиль Марии Федоровны прослужил больше десяти лет, пока Николай II не приобрел маме новую машину — шикарный Brasier.

Brasier тоже перешел на содержание в созданный в 1906 году Собственный Его Императорского Величества гараж, закупивший несколько иномарок. С них-то и началась история обеспечения руководителей российского государства автомобильным транспортом. Тогда удалось собрать в одном гараже автомобили лучших мировых производителей — самые совершенные, самые надежные, комфортабельные и престижные.

 

После 1917 года весь автопарк из 56 машин Императорского гаража был реквизирован, а бывшие царские автомобили стали обслуживать лидеров Советского государства — Владимира Ленина, Льва Троцкого, а затем и других комиссаров. Спустя ещё четыре года "ввиду особых соображений" ленинский гараж получил статус особого. 1 января 1921 года считается днем образования ГОНа.


Безопасность превыше всего

Менялось политическое устройство государства, летел вперед технический прогресс, но ГОН всегда исходил из главного и безусловного требования — способности обеспечить безопасность пассажиров. "С первых дней существования коллектив ГОНа выполнял важную и ответственную задачу — безопасное транспортное обслуживание высших руководителей государства", — чеканит слова директор ФСО Евгений Муров.

А главный закон Особого гаража сформулировал один из его начальников Борис Клен еще в 1968 году: "Автомобиль ГОНа не должен быть участником дорожно-транспортного происшествия".

Сотрудники ФСО с большой неохотой, но вспоминают, что за 90 лет неприятности на трассах все же случались. Но при этом подчеркивают: инцидентов было очень мало, а благодаря мастерству водителей и прекрасной технике их последствия были намного легче, чем могли бы быть.

Самое серьезное и известное ЧП — это обстрел правительственного кортежа при въезде через Боровицкие ворота в Кремль в январе 1969 года. Нападавший Виктор Ильин был уверен, что стреляет по машине руководителей партии, но попал в автомобиль с космонавтами. Водитель Илья Жарков погиб.

"Конечно, бывали случаи, когда спускали колеса, но их единицы", — рассказал корреспонденту ИТАР—ТАСС один из бывших руководителей ГОНа Юрий Ланин. Впрочем, он припомнил один неординарный эпизод, когда в 1970-х годах навстречу кортежу в районе нынешнего Парка Победы в Москве выбежал... лось и прыгнул на капот машины, в которой ехал министр обороны Дмитрий Устинов. Водитель Зеленов в сложной и неожиданной ситуации смог удержать автомобиль на дороге и благополучно остановить его. Лосю, правда, не поздоровилось.

По словам Ланина, ГОН остается воинским подразделением со всеми вытекающими отсюда "последствиями": строжайшая дисциплина, ношение оружия, ежедневный серьезный техосмотр автомобилей — как в боевой авиации. И автомобили у него состоят на вооружении.

 

Попасть на службу в ГОН можно, только уже имея высокую квалификацию и в основном высшее образование. Однако и этого недостаточно, чтобы управлять автомобилем с объектом государственной охраны внутри. Водитель ГОНа обязан не просто следить за дорогой, а "читать обстановку" — анализировать, прогнозировать, мгновенно принимать решения.

Поэтому водители проходят стажировки в несколько этапов. Сотрудники признаются, что молодых наставляют, какого цвета они должны носить носки, как завязывать галстук, какой парфюмерией пользоваться и даже как шнуровать ботинки. Ежегодно обязательно проводится совершенствование профессионального мастерства, а перед зимними холодами — отточка навыков вождения на скользкой дороге.

Хотя Ланин и утверждает, что считает женщин вполне аккуратными водителями, но разводит руками при вопросе, почему никогда среди шоферов ГОНа не было ни одной представительницы прекрасного пола. Эту традицию, очевидно, поломают не скоро.


Автопарк — дело дорогое

Роскошный автомобиль — не только элитный транспорт, но и самый надежный гарант безопасности. Заместитель руководителя ФСО Владимир Макаров утверждает, что требования ГОНа к машинам отличаются от общепринятых: "Автомобиль — не просто средство передвижения, а средство обеспечения безопасности и в последние годы — защиты". Исходя из этого и идет подбор машин.

Первые 20 лет работы гараж использовал зарубежные автомобили за неимением отечественных. Например, Ленин пользовался Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost, который называли "серебряным призраком" за посеребренные детали и бесшумность при движении (считалось, что самый громкий звук в салоне — это тиканье часов пассажира), Сталин предпочитал Packard.

Но в разгар Великой Отечественной пользование иномарками решено было прекратить. Впрочем, судьба автостроения для первых лиц в итоге оказалась еще более драматичной, чем в целом для российского автопрома, пока сопротивляющегося натиску зарубежных конкурентов.

В СССР сначала все шло замечательно. Специалистов отзывали с фронта, чтобы в 1944 году утвердить образец первого семиместного легкового ЗИС-110. К 1958 году был изготовлен образец принципиально нового представительского лимузина ЗИЛ-111.

Но в то же время программа выпуска легковых автомобилей высшего класса была значительно сокращена: с двухсот—двухсот пятидесяти ЗИС-110 в год до десяти—двенадцати ЗИЛ-111. При этом сборку перенесли с главного конвейера в охраняемый спеццех, она стала ручной, штучной, а значит, очень и очень дорогой.

Однако еще несколько десятилетий эта практика продолжалась, автомобили модифицировались и, по признанию специалистов, ни в чем не уступали или даже превосходили зарубежные аналоги. Например, знаменитая Чайка еще в 1958 году была оснащена электрическими стеклоподъемниками и получила высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе.

Бухгалтерией затрат тогда всерьез не занимались. Так что даже неизвестно, сколько стоил ГАЗ 24-95 — ярко-зеленая полноприводная Волга, поднятая на колеса вездехода, весьма своеобразный и лихой советский джип. В 1973—1974 годах таких машин было изготовлено пять штук с одной целью — обслуживать Леонида Брежнева во время поездок на охоту...

Последним отечественным автомобилем представительского класса стал бронированный лимузин ЗИЛ-41052, выпущенный в середине 80-х годов прошлого века и на тот момент, как заверяют знатоки из ФСО, не имевший аналогов в мире. Он обладал наивысшим классом безопасности, а конструкция шасси такова, что его невозможно перевернуть. На таком автомобиле ездил последний генеральный секретарь ЦК КПСС, он же первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

А в 1989 году на ЗИЛе построили специальный автомобиль охраны и сопровождения Скорпион. Как в американских боевиках, сотрудники охраны могли ехать, стоя на подножках, при необходимости заднее стекло и стекла в дверях мгновенно падали, люк в крыше сдвигался, и машина в доли секунды превращалась в боевой автомобиль огневой поддержки. Таких чудес техники выпустили восемь штук.

Но работы по модернизации российского лимузина были практически прекращены, что быстро привело к катастрофическому отставанию от мирового элитного автомобилестроения.

В 1988 была предпринята последняя попытка создания принципиально нового российского базового лимузина, но дальше двух опытных образцов работа не пошла. Заместитель директора ФСО Виктор Тарасов не скрывает сожаления в связи с отсутствием современных российских автомобилей представительского класса.

 

"В возрождении своего производства, видимо, нет смысла", — печально констатировал он. А заместитель начальника ГОНа Сергей Грачев пояснил, что даже по ценам 1998 года себестоимость одного ЗИЛа равнялась трем Mercedes.

Так что в ФСО сомневаются в возможности возродить российское производство автомобилей высшего представительского класса, и Федеральная служба охраны по-прежнему будет использовать иномарки, хотя несколько ЗИЛов еще доживают свой век в гараже.

С 1994 года в ГОНе начали активно эксплуатироваться иномарки, в последние годы основными машинами стали Mercedes-Benz. Первый Mercedes-Benz-S500 изготавливался специально для Бориса Ельцина. В 1994 году было сделано два синих автомобиля, еще два темно-синих — в 1997-м.

Второй президент России Владимир Путин ездил уже в основном на черных Mercedes-Benz S600 Guard Pullman W220 — заводское бронирование, кузов удлинен на один метр, система аварийного пробега, позволяющая машине ехать не менее 30 километров со скоростью до 80 километров в час даже при резком падении давления воздуха в шинах. Эти машины эксплуатируются в ГОНе и сейчас.

Правило "новому президенту — новое авто" сохранилось и при Дмитрии Медведеве. Кузов его Mercedes-Benz S600 Guard Pullman W221 удлинен на 1,15 метра, использовано множество инноваций в техническом оснащении, задняя часть салона — с четырьмя комфортабельными визави-сиденьями, а высота крыши над задней частью салона увеличена.


Едем в далекие края

Давняя традиция ГОНа, которая особо не афишируется, — его автомобили должны быть во всех поездках и визитах главы государства. Слишком велик риск для высокопоставленных особ пользоваться чужой техникой. Первым за границу со своими автомобилями стал выезжать еще Николай II в 1910 году. Теперь этого правила всегда придерживаются лишь президенты России и США.

На практике это означает, что за несколько дней до визита на место грузовыми самолетами доставляются несколько машин, происходит "обкатка" предполагаемых маршрутов, "разметка" мест стоянки, "выстраивание" кортежа. Это уже потом он "строгим строем" промчится по улицам, заставляя завороженно останавливаться прохожих.

Автомобили ГОНа только за последнее время проехали по дорогам более чем 80 стран ближнего и дальнего зарубежья, побывали в Америке, Африке, Австралии. Количество регионов России, по которым колесили машины гаража, с трудом поддается исчислению.

Когда же в гости к нашим президентам приезжают их зарубежные коллеги, они тоже пользуются услугами ГОНа. Все, кроме Барака Обамы, вместе с которым путешествует Cadillac One.

Кому-то из лидеров достается даже почетный эскорт мотоциклистов, сейчас разъезжающий на BMW. Так, бывший премьер-министр Японии Коидзуми навещал Москву в январе 2003-го, когда температура упала ниже 25 градусов. Добравшись в Кремль, японец был так восхищен работой эскорта, что попросил еще не согревшихся мотоциклистов пройти с ним в Большой Кремлевский дворец и сфотографироваться вместе на память.

Сотрудники гаража особенно гордятся, что даже во время Великой Отечественной войны их автомобили возили Сталина и Жукова на фронт, участвовали в Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях. Например, в 1943 году в Тегеране работали 10 авто.

Никому из посетителей краткой, но впечатляющей экспозиции к 90-летию Гаража особого назначения так и не посчастливилось посидеть за рулем или на пассажирском месте автомобилей, возивших первых лиц страны.

Как пояснил мне официальный представитель Федеральной службы охраны Сергей Девятов, правило "закрытых дверей" установлено организаторами выставки намеренно. Раритетные авто в основном предоставлены частными коллекционерами и музеями, весьма трепетно относящимися к своим машинам.

Современные же автомобили и сегодня используются для перевозки охраняемых персон и из выставочного зала вернутся в Кремль, а потому их начинка должна быть скрыта от посторонних взглядов.

Так что желающим порулить кремлевским авто пришлось утешиться советом одного из водителей-ветеранов ГОНа Константина Бородкина: "В наши дни на метро по городу ездить быстрее и удобнее, а для поездок на дачу хватает и Оки".

Фото: АР

counter
Comments system Cackle
Загрузка...