Zahav.АвтомирZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Автомир

А
А

Автолегенды СССР в культовых советских фильмах

История уникальных машин СССР. Рассказ о железных "актерах", снявшихся в культовых советских фильмах

18.02.2011
Источник:amobil.ru

На чем ездил Штирлиц и что за автомобиль появлялся в конце "Кавказской пленницы"? Этот обзор посвящен автолегендам СССР - железным актерам, снявшимся в культовых советских фильмах.

"Берегись автомобиля"

Перед началом работы над этим фильмом, на студию Мосфильма поступила совершенно новая Волга - ГАЗ-21. С одной стороны это была большая радость и преимущество для картины, но с другой – особая ответственность за сохранность имущества.


Иннокентий Смоктуновский, игравший главного героя фильма, на то время абсолютно не умел управлять автомобилем, и доверить ему новую машину было не легко. Поэтому его обучением занялся исполнитель и постановщик трюков Александр Микулин.

Он же был и дублером Смоктуновского в этой картине. Вообще, как правило, профессионалы уровня Микулина не брались обучать актеров, так как это занимало много сил и времени. Однако, как постановщик трюков, он нес ответственность за новенькую Волгу, и ему пришлось принимать участие в этом лично.

За все время съемок каскадеры не разбили и не повредили ни одной машины. Все трюки в картине были тщательно рассчитаны и спланированы, а самые сложные исполняли на старых, списанных такси.

Однако Волгу все же немного доработали: усилили рессоры, а у амортизаторов изменили жесткостные характеристики. Цвет автомобиля оставили тот же – белый.

Многие также помнят известную сцену с троллейбусом, который выпрыгивает на тротуар. Для большего куража эту сцену снимали в обычные будничные дни, не предупредив прохожих, а управляла им сама актриса Ольга Аросева.

До съемок фильма Эльдар Рязанов настоял, чтобы она окончила специальные курсы по управлению городским электротранспортом и получила настоящее водительское удостоверение соответствующей категории. Во всех остальных сценах она появлялась только крупным планом, а в других ракурсах ее заменяла обыкновенная женщина-водитель из московского троллейбусного депо.

Еще одним героем фильма стал довольно редкий мотоцикл К-750. После этой роли, где он выступил в качестве милицейского транспортного средства, он использовался исключительно в качестве немецкой техники в военных фильмах.

Автомобиль Штирлица

Советского разведчика решили посадить в Horch 853 - автомобиль, который по тем временам считался эталоном красивого классического автомобиля, а также вершиной технического совершенства и роскоши. Появление этого автомобиля на дороге означало приближение государственных вельмож. Однако привлечение к себе внимания вряд ли входило в задачи советского разведчика.


Тем не менее, на съемках фильма проблема с автомобилем решилась сама по себе. Найти такую машину оказалась не просто. В Союзе их осталось очень мало, а в Москве удалось отыскать лишь одну, принадлежавшую известному коллекционеру Александру Ломакову.

Автомобиль предоставили съемочной группе и утвердили. Однако по стечению обстоятельств, съемки отложили на несколько месяцев. Когда работа возобновилась, автомобиль был занят другой киногруппой. Тогда режиссеру Татьяне Лиозновой был предложен другой вариант – Mercedes-Benz 230, 1938 года.

"Бриллиантовая рука" и казус с Москвичом

С появлением на экране "Бриллиантовой руки", автомобиль Москвич стал желаемым для всего населения СССР. Ведь по сюжету фильма его приобретали даже крупные мафиози! Достаточно вспомнить слова "шефа": "По совету друзей я приобрел автомобиль марки Москвич. Последняя модель!


Однако шутки шутками, а именно эта фраза и стала одним из проколов. Когда начали снимать киноленту, последней моделью на то время был Москвич-408, который, впрочем, и принимал участие в съемках. Но перед выходом картины на экран, московский автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) выпустил новую модель Москвич-412, который отличался от предшественника более мощным двигателем. Когда по ходу фильма "шеф" поднял крышку капота, все увидели толстые воздушные фильтры 408-го.

Что же касается "такси на Дубровку", то это была перекрашенная Волга из фильма "Берегись автомобиля". Еще одним интересным фактом этого фильма являются сцены со Стамбулом, которые снимали в Баку. Для создания нужной атмосферы город был вполне подходящим.

Казалось бы, немного декораций и чем не столица Турции? Однако где взять такое количество иномарок? Леониду Гайдаю понадобилось разыскать, а потом привезти в город почти все иностранные автомобили, что были в Союзе. И в этом он справился "на ура" – никто и не заметил разницы, разве что бакинцы.

"Утомленные солнцем" и автомобиль для президентов

На черном Packard 120 ездили президент США Франклин Рузвельт, китайский генерал Чжан Цзолин, короли Югославии и Норвегии, император Японии, президент Мексики и Иосиф Сталин. Когда съемочной группе задали вопрос, откуда у них такой автомобиль, они ответили, что его предоставила областная филармония, однако, понятно, что это заведение не могло иметь столь роскошный автомобиль. Позже выяснилась правда - для съемок он был позаимствован у одного московского коллекционера.


История автомобилей марки Packard началась в 1898 году. Когда, по легенде, Джеймс Уорден Паккард решил приобрести автомобиль, он отправился на завод в Кливленд за машиной марки Vinton. Однако, если верить слухам, у него уже при выезде перегрелся двигатель, соскочили шины и порвалась приводная цепь.

Когда Паккард вернулся на завод, чтобы разобраться в случившейся ситуации, ему сказали: "Раз вы, мистер, такой умный, делайте автомобили себе сами!" На что он ответил: "А вот возьму и сделаю!" И сделал. Джеймс со своим братом Уильямом уже через год представили на Детройтском автосалоне автомобиль собственного производства.

В конце Первой мировой войны фирма считалась крупнейшим производителем дорогих и престижных авто. В 30-х Америку постиг кризис, который ударил и по компании. Однако фирма выжила благодаря выпуску Packard 120. Именно этот автомобиль 1937 года выпуска и увозил товарища Котова в конце фильма. И это неслучайно, ведь по неофициальным данным автомобили марки Packard массово завозились в СССР для служб особого назначения.

"Кавказская пленница"

Главная загадка - машина-кабриолет ярко-красного цвета – Adler Trumpf Junior, собственность Юрия Никулина. Изначально этот Trumpf Junior имел привод на передние колеса и развивал мощность 25 л. с., которая позволяла разгоняться ему до 90 км/ч. Но на момент съемок он уже был похож скорее на чучело немецкого автомобиля. На нем не осталось ни переднего привода, ни своего мотора. Все было заменено агрегатами с Москвича. Даже вместо орла на капоте был прикреплен олень с Волги.

Читайте также


Знаменитый "тарантас" - автомобиль, на котором ездил шофер Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55 -1938—1945 годы. В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.

Во время погони в фильме фигурирует грузовик Skoda-706RTTN с фурой-рефрижератором чехословацкого производства. В то время это был современный автопоезд-рефрижератор, поставки которого тогда только начались в СССР.

В конце фильма Нина уезжает от Шурика на микроавтобусе Старт. Это редкий экземпляр советского автопрома, выпускавшийся с 1964 по 1970 год. На сегодняшний день известно всего лишь четыре сохранившихся автомобиля.

Разработан и изготовлен микроавтобус в 1963 году, силами Харьковского автодорожного института и Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ), с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Кузов изготавливался из стеклопластика при помощи специальной шестиразъемной матрицы, внутри которой он выклеивался за один технологический прием. Всего было выпущено около 100 автомобилей.

Фото: Википедия: Lee Fenner; Simm; Felix O

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке