Название марки и "происхождение" автомобиля
Фото:
Название марки и "происхождение" автомобиля

Название марки теперь не говорит о происхождении автомобиля:  в хитросплетениях коммерческих связей с разгону не разберешься.

Взять даже самые обычные машины, например, Nissan Almera Classic. Их  собирают на заводе Renault-Samsung в Южной Корее, можно ли говорить о ее японском происхождении? А Fiat Sedici, который на деле является Suzuki SX4 венгерской сборки, он "итальянец"? Или Chevrolet Aveo (он же Daewoo Kalos), который собирают в Калининграде, повернется язык назвать "американцем"?

 

Может, хотя бы с Mercedes-Benz все ясно, это же немецкие машины?! Дудки, крупнейшим акционером владельца марки – Daimler AG – является частный фонд из Эмиратов. А Mercedes теперь и в России собирают – на ГАЗе. Равно как и BMW – на калининградском "Автоторе". В общем, полная глобализация.

А мы по старинке продолжаем называть машины немецкими или японскими, хотя они давным-давно таковыми не являются. Марки по сто раз сменили владельцев, а заводы разбросаны по всему миру. Кто есть ху в мировом автопроме после завершения недавнего мирового кризиса - в этом предлагаем разобраться.

Toyota: мировому автопроизводителю номер один принадлежит также премиум-бренд Lexus, производитель малолитражек Daihatsu и популярная в США марка Scion.

 

General Motors: в период кризиса спасло избавление от убыточных брендов: Saab, Hummer, Pontiac и Saturn. Сегодня, в руках этого концерна по-прежнему остаются американские GMC, Cadillac и Buick, а также Opel и Daewoo. Хотя от этого имени хотят отказаться даже в Корее – плохо продается. Есть еще британский Vauxhall и австралийский Holden. Все на себе тащит Chevrolet – их главный бренд-кормилец.

Volkswagen: у этого концерна скопилось максимальное количество значков (их 10), причем известных и престижных. Недавние приобретения – доля в Suzuki и половина акций Porsche. Последняя, кстати, совсем недавно сама пыталась поглотить Volkswagen, но не осилила. Итак, в активе VW:Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Seat, Scania (шведский производитель грузовиков и автобусов), Skoda, Suzuki, Porsche.


 
Mercedes-Benz: известная марка вместе с производителем суперпрестижных "членовозов" Maybach и малюсеньких Smart принадлежит концерну Daimler AG. Кстати, ему же продали и 11% акций российского  КАМАЗа, и 20-процентная доля акций Chrysler у них пока тоже остается. Но альянс Daimler - Chrysler уже давненько стал лишь историей.

BMW: баварцам сейчас принадлежит не только производитель гламурненьких Mini, но и шикарнейших Rolls-Royce.

Fiat: производитель недорогих малолитражек является по совместительству и владельцем производителя атрибута мультимиллионеров – Ferrari, а также Maserati, Alfa Romeo и Lancia до кучи. Но итальянскими названиями тут дело не обошлось. Совсем недавнее фиатовское приобретение – американский Chrysler. И Jeep вместе с Dodge при нем.

 

Ford. Основатель компании – Генри Форд – был гением экономии. Или оптимизации, как сейчас принято говорить. Так вот в течение трех последних лет фордовцы сначала "оптимизировали" Aston Martin, потом продали индусам (Tata Motors) нерентабельные Jaguar и Land Rover, затем "сбагрили" китайцам Volvo. А теперь и их Mazda постепенно становится самостоятельной. В копилке Ford остается лишь Lincoln.

PSA Peugeot-Citroen. Это объединение из двух французских марок крутится, как может. Делает общие модели машин с использованием платформ Toyota и Mitsubishi, заимствует движки BMW.

Renault. Руководителя этой компании нужно знать по имени – это великий и ужасный Карлос Гон по прозвищу "Убийца расходов". Это он вытащил из пропасти Nissan, влюбив девушек в Qashqai; привез в Россию неприхотливый седанчик Logan, организовав его сборку на площадях умиравшего АЗЛК, а потом и купил долю в АВТОВАЗе, на котором планируют начать сборку автомобилей Renault и Nissan, а также машин с эмблемой Lada, построенных на фирменных платформах. Кроме Nissan, стоит не забыть и о других брендах принадлежащих (хотя бы частично) этому монстру. Это Infiniti, Renault-Sumsung, Dacia.
 
Hyundai-Kia.
Эта корейская парочка уверенно идет к лидерству, в Европе они умудрились обогнать по продажам японскую Toyota. А в России занять третье (Kia) и пятое (Hyundai) места по продажам новых автомобилей в 2010 году.

 

Geely. Весьма крутая китайская контора, к которой присматривался американский миллиардер Уоррен Баффет, в прошлом году приобрела Volvo. А также всерьез планирует строительство собственного автозавода в России, хотя уже и так несколько лет производит свои машины в нашей стране. Вообще, в Китае более сотни автопроизводителей, но в эти дебри лучше не соваться.

Кого еще не вспомнили? Японские автопроизводители Mitsubishi, Subaru и Honda (плюс их люксовое подразделение Acura) не входят в крупные автохолдинги. Шведский Saab теперь принадлежит голландскому производителю суперкаров Spyker. А корейский SsangYong - индийской компании Mahindra. Есть еще американская Tesla —  производитель спортивных электрокаров из Силиконовой долины.

 

Комментарий эксперта

 

У автолюбителей существует достаточно устойчивый стереотип в отношении места производства автомобилей. Например, японская или немецкая сборка традиционно считаются лучше французской или корейской, и продавцы автомобилей зачастую делают акцент именно на стране сборки как на достоинстве конкретной машины. Но когда начинаешь разбираться в деталях, именно с точки зрения качества автомобиля, то выясняется, что никакой разницы между автомобилями, произведенными в России, в Турции, в Японии или в Европе нет. При налаживании производства в той или иной стране компания привозит туда и менеджмент, и систему контроля качества, поэтому с точки зрения потребителя ничего не меняется. В связи с чем, говорить о каких-то "болезнях", которые проявляются после перевода производства из одной страны в другую, не приходится.

Однако наблюдается другая интересная и не выигрышная для потребителя тенденция. Зачастую компания при перемещении сборки из страны, где она начиналась, в какую-то другую страну, переводит туда не все производство, а модели или модификации, которые уже устарели у них, для того чтобы освободить свой конвейер под более новые разработки. Это видно на примере некоторых марок, сборка которых теперь осуществляется в России, – в производстве отсутствуют самые "топовые" комплектации, и модели собираются на основе меньшего числа вариантов двигателей по сравнению с тем, как это было в других странах. В остальном особых отличий нет – автомобили вне зависимости от страны сборки имеют одинаковую поддержку у дилеров, и на них действуют все регламентные работы.
Станислав Сердюк, руководитель отдела продаж компании "Формула 91"

Цифры

Продажи автомобилей под всеми принадлежащими Toyota марками выросли на 8% в 2010 году - до 8,42 млн. А в этом году компания планирует продать около 8,6 млн автомобилей.

Американская GM, которой еле-еле удалось выкарабкаться из пропасти рецессии, увеличила продажи еще больше. Мировой рост составил 12%, а объем продаж - 8,39 млн автомашин. Это на 300 тысяч автомобилей меньше Toyota - разница не столь уж значительная.

Третье место в списке лидеров занял германский автоконцерн Volkswagen AG, продавший в 2010 году 7,14 млн автомобилей, десять марок концерна совокупно увеличили продажи на 14%.

Рынком номер один для автопроизводителей является Китай, который уже второй год обгоняет по продажам США. В 2010 году в Поднебесной было продано 13,8 миллиона пассажирских автомобилей.

Андрей Гречанник

Фото: АР

counter
Comments system Cackle