Управление делами Президента РФ надеется до конца года получить ответ на техническое задание, переданное руководству ОАО "Завод имени Лихачева" - ЗиЛ на разработку и производство автомобиля для первых лиц государства.
Об этом сообщил глава управления Владимир Кожин, которого цитирует радио "Маяк". Весь сыр-бор начался еще в прошлом году. Тогда в качестве заказчика автомобилей представительского класса на Заводе имени Лихачева называлось Министерство обороны. И, действительно, военный парад 9 мая на Красной площади принимался из двух кабриолетов ЗиЛ в традиционной светло-серой окраске.
Это подвигло главу российского государства Дмитрия Медведева поднять вопрос о возможности пересадки высших представителей власти на лимузины российского производства, и в мае он дал соответствующее поручение. Практически мгновенно из Правительства Москвы ответили, что ЗиЛ готов предоставить правительству страны лимузины, выполненные в традиционном "советском" дизайне, но с современными агрегатами.
Впрочем, именно быстрота реакции является свидетельством того, что ответ был "политическим", и проблема изучена не была. Уже в июне Владимир Кожин заявил, что российский автопром в его нынешнем состоянии не способен производить автомобили такого уровня. Тем не менее, техническое задание было направлено на ЗиЛ в начале сентября.
Тогда же итальянское автомобильное ателье Pininfarina S.p.A, разрабатывавшее дизайн для таких брендов, как Ferrari, Maserati, Fiat, Alfa Romeo, Volvo, Mitsubishi, Ford и Citroen, объявило о намерении предложить Москве производить на Заводе имени Лихачева люксовые автомобили для руководства страны. Однако это предложение было российской стороной отвергнуто.
Длительность составления и рассмотрения ТЗ на возрождение "членовозов" вполне понятна. С одной стороны, всем очень хочется угодит высшей власти, с другой – сделать это крайне сложно, а скорее – и невозможно.
Опираться на пример двух "парадных" ЗиЛов, произведенных по заказу Министерства, не стоит. По слухам, это два старых кузова, произведенных еще в советские времена (качество металла тогда было весьма высоким). Они были укомплектованы двигателями, трансмиссией, подвеской и прочими агрегатами импортного производства. Работы выполняло неназываемое тюнинговое ателье.
Что касается ЗиЛа, то спецучасток, на котором производились эти машины, по неофициальной информации, в настоящее время пребывает в состоянии еще более худшем, чем завод в целом. Самое главное, там не осталось высококвалифицированных специалистов, способных производить автомобили подобного уровня надежности.
Читайте также
В общем, начинать надо не с этого. Сначала нужно пересадить на отечественные автомобили чиновников низового уровня. Пусть используют "Калину", которую так расхваливает Владимир Путин. Затем нужно освоить производство автомобилей более высокого класса – и пересадить на них уже мэров, губернаторов и полпредов. Теоретически, они ездят на таких машинах и сейчас – но вряд ли в данном случае стоит обсуждать BMW, собранные "отверткой" в Калининграде. И только после этого можно говорить о возрождении производства в России лимузинов высшего представительского класса.
Отвечая на вопрос о том, способен ли завод в настоящее время создать полноценный автомобиль для первых лиц государства, Кожин сказал, что в настоящее время первоочередной задачей является выяснить, сколько будет такой автомобиль стоить и каково будет его качество. Да, организовать производство "на коленке" можно – с ручной выколоткой кузовов и оснащением импортными комплектующими. Однако какое отношение это имеет к ЗиЛу?
Алексей Захаров
Фото: АР