Sabra Sport MkII
Фото:
Sabra Sport MkII

В далеком 1957 году израильский бизнесмен Ицхак Шубински (Shubinski) вложил деньги в погибающую от непосильной тяжести сборки трехколесных автомобилей Reliant Regal (Рилайнт), небольшую фирму ''Мосахим Вэ-Мехонот'', что была организованна в 1952 году в Хайфе в районе моста ПАЗ, расширил ее и переименовал в ''Autocars Ltd''. В 1960 году на автомобильной выставке ''Racing Car Show'' в Англии, Шубински увидел прототип спортивного двухместного родстера Ashley 1172, и впечатленный этой машиной, смог убедить партнеров из Reliant взяться за разработку полноценного четырехколесного автомобиля (до этого момента британская фирма выпускала исключительно трехколесные модели).

Родстер Ashley 1172. 1960 г.

Так следующим детищем тандема Шубински-Reliant стал прототип спортивного автомобиля Sabra Sport MkII, который, кстати, был создан всего за 9 (!) месяцев, и уже годом спустя показан на Нью-Йоркском автосалоне (New-York Motor Show).

Прототип Sabra Sport MkII. 1961 г.

Sabra Sport MkII на "New-York Motor Show" в 1961 году.

Серийное же производство ''вершины израильского автопрома''* (по словам Ури Лейзина), началось в июле 1961 года на... производственных площадях все той же Reliant в английском Тэмуорте, чтобы не терять время, необходимое для подготовки цехов на заводе в Хайфе.

Сборочный цех завода Autocars Ltd. в Тират-а-Кармеле.

Шасси небольшого двухместного автомобиля Sabra Sport MkII с пластиковым кузовом на лонжеронной раме из коробчатых профилей, было создано англичанами в лучших традициях Туманного Альбиона на базе фордовских узлов и агрегатов (и это тоже была идея Ицхака Шубински): двигатель и сиденья располагались ''в базе'', т.е. двигатель за передними колесами, а сиденья перед задними, что давало (и дает – современная Mazda MX 5 построена по такому же принципу, впрочем, как и непревзойденный Lotus Super Seven) идеальную для классической схемы (двигатель впереди – ведущие колеса задние) развесовку 50% на передние и 50% на задние колеса. Такая компоновка должна была автоматически привести к хорошей устойчивости и управляемости во всех режимах движения. Но вот беда – у них, у англичан, этого не получилось: легкий автомобиль на узкой резине оказался очень неустойчивым, особенно на мокрой дороге, да плюс к этому крайне ненадежным. Причиной тому стал изначально неверный подход к решению поставленной задачи.

Чтобы свести к минимуму все возможные расходы, проект был реализован на базе серийных узлов и агрегатов моделей другого класса, да к тому же в рекордно короткие по тем временам сроки. И это при том, что конструкторы Reliant не имели опыта проектирования полноценных автомобилей. Естественно в конструкции Sabra Sport не было использовано ничего нового, не говоря уже о каких-либо революционных или сверхсовременных на тот момент разработках – на это, по всей вероятности, не было выделено ни времени ни средств. И если с экономической точки зрения такой подход на этапе проектирования был наверняка оправдан, то с точки зрения рынка это было не логично – израильская Sabra, и это совершенно очевидно, была ориентирована на экспортную программу, потому-что автомобиль такого класса потребителям крошечного развивающегося ближневосточного государства в те годы был не нужен, а потенциальным покупателям в странах для которых он предназначался требовалась качественная продукция, и лучше с ''именем''.

 

Быстро соорентировавшись в ситуации, англичане выпустили праворульный вариант машины под названием Reliant Sabre (иногда упоминается, как Sabre 4), но это не привело к улучшению продвижения модели на рынке, и через некоторое время – в 1962 году, появилась несколько видоизмененная версия с 6-цилиндровым мотором под названием Sabre Six (иногда упоминается, как Sabre Short Nose).

"Британский родственник" - Reliant Sabre Six.
 

Что касается Sabra Sport MkII, то ее так и продолжали выпускать в первозданном виде, который создали проектировщики (назвать их дизайнерами язык не поворачивается) из Reliant в 1960-м году по мотивам упомянутого выше, в целом довольно гармоничного и пропорционального Ashley 1172. Английские конструкторы попытались, что называется, ''скрестить ежа со змеей'', причем в грубой и извращенной форме: в передней части кузова явно просматриваются мотивы Jaguar E-type, но в искаженном виде, затем следуют элементы формообразования MGA, и все это, в конце концов, круто замешано на некоторых собственных ''находках''. Например передние бамперы-клыки несоразмерной огромности и уродливости, или способ упрятать запасное колесо по принципу: ''Если не влазит под плавный обвод крышки багажника, то мы для него прямо поверх этого самого багажника коробку соорудим прямоугольную'' (это в серийной модели родстера, прототип же был куда более пластичен, и не имел всех этих ''излишеств''). Ничем не обоснованный выступ на задней части крыши в модификации Coupe в сумме с формообразующей самой крыши, элегантностью тоже не отличаются. В общем, постарался старший брат-англичанин на благо израильского автопрома. А между тем, с мотором объемом 1.7 литра мощностью 64 л.с. от седана Ford Consul, легкая машинка разгонялась до 160 с небольшим хвостиком км/ч, что по тем временам было весьма неплохо (правда, учитывая ее аэродинамику, точнее ее отсутствие, можно с уверенность сказать, что на скоростях за 120, сей агрегат превращался в неуправляемый зародыш аэроплана, постоянно пытающийся самостоятельно и бесконтрольно оторваться от земли).

Sabra Sport MkII Rodster

О том же, где и как выпускалась Sabra Sport MkII до 1964 года, почитатели этого автомобиля спорят по сей день. В некоторых источниках утверждается, что первая промышленная партия из ста (!) автомобилей Sabra была собрана на заводе Reliant в Тэмуорте. Между тем, статистика продаж от Autocars Ltd (а эти автомобили выпускались только под заказ), говорит о том, что в период с 1962 по 1964 год было продано (а значит и выпущено) 102 автомобиля. 1961 год можно не считать, так как первая пятерка машин была предсерийной, установочной партией, которая действительно была изготовлена в Англии, и предназначалась для внутреннего израильского рынка (см. таблицу).

Маловероятно так же и то, что производственные площади в Израиле готовили для отверточной сборки столь примитивного автомобиля долгих четыре года, а англичане в это время выпускали Sabra Sport на своих площадях. По всей вероятности эта самая ''первая сотня'' (а точнее – 98 машин) подразумевает сумму автомобилей двух версий – и Reliant Sabre и Sabra Sport, выпушенных в Англии в первый год. Тем более, что под маркой Reliant Sabre в 1961 году было собрано 93 машины, а в 1962 году 77, в то время как Sabra Sport было выпущено 5 и 31 соответственно.

Как бы там ни было, а время шло. Вместе с ним шло и производство Sabra Sport МкII, и на сей раз уж точно в Израиле, потому-что в 1964 году выпуск английского Reliant Sabre был прекращен. Наши отечественные спорт-кары выпускались в небольшом количестве еще несколько лет. Пик их производства – 42 машины, пришелся на 1967 год, а максимальные суммарные продажи в одной стране (в Бельгии), составили 68 машин.

 

Конечно ''Суситы'', ''Кармели'' и ''Гильбоа'' производились в гораздо больших количествах – в 1969 году с конвейера завода в городе Тират-а-Кармель сошло более 4 тысяч этих машин. А вот выпуск спортивной Sabra в 1968 году был окончательно свернут. Последние 4 экземпляра уехали в Бельгию, и об этом автомобиле на его родине постарались забыть...

А как же иначе можно объяснить то, что в США, Швейцарии, и все той же Бельгии есть не только прекрасно сохраненные автомобили, но и фан-клубы этого редчайшего автомобиля, а в Израиле их не просто нет, но и мало кому, даже из старшего поколения известно, что такой эпизод в истории страны был вообще. Несколько экземпляров Sabra Sport MkII есть только у коллекционеров, причем некоторые из этих уникальных машин привезены из-за границы.

''За державу обидно'', однако...

Sabra Sport MkII Rodster

 

P.S. Sabra Sport MkII далеко не шедевр автомобильного искусства. Автомобиль где-то опасный как транспортное средство, местами откровенно уродливый внешне, но это наша история, к которой надо относиться должным образом – то есть, бережно и с уважением.

 

* Надо заметить, что наряду с вышеперечисленными, в Израиле в разное время выпускались такие легковые автомобили, как:

   Kaiser-Frezer Henry J (1951-1952)

   Renault 4cv и Renault Douphine (1954-1959)

   Studebaker Lark (1959-1961)

   Hino Contessa (1964)

   Ford Escort (1967)

   Triumph 1300 (1967)

 

   Евг.Вейнард

 

Источник: avtomir.zahav.ru
counter
Comments system Cackle